Краткий конспект лекций для подготовки к экзамену, страница 7

27. Особенности проектирования а/д в сейсмоопасных условиях

При проектировании а/д в районах, подверженных землетрясениям 7, 8 и 9 балов, необходимо учитывать появление дополнительных сейсмических сил, действующих на з.п. и и.с. При интенсивности землетрясений 9-10 балов возникают крупные разрушения з.п. – сдвиг и просадка насыпей на косогорных участках, оползания и обвалы верховых откосов выемок. В горах уже при землетрясениях в 6 балов активизируются оползни, обвалы и осыпи на горных склонах. При проверке устойчивости з.п. на склонах с крутизной более 1:3 расчетную сейсмичность увеличивают на 1балл. Обычно направление сейсмических сил принимают горизонтальным. При изысканиях дорог в сейсмических районах необходимо учитывать, что сейсмические явяления наиболее сильно проявляются в местностях с очень пересеченным рельефом – при наличии оврагов, крутых обрывистых склонов, ущелий. Неблагоприятны в сейсмическом отношении водонасыщенные макропористые – гравийные, песчаные и глинистые – грунты, а также пластичные и текучие глинистые грунты, которые могут при землетрясениях разжижаться. Наиболее благоприятны для проложения а/д невыветренные скальные и полускальные породы и плотные сухие крупнообломочные грунты. Конструкции дорожных сооружений, а также устойчивость з.п. в сейсмических районах рассчитывают с учетом сейсмических сил инерции при одновременном воздействии собственного веса сооружения и нагрузки. Сейсмические силы инерции , Q – вертикальная нагрузка, k – сейсмический коэффициент. В сейсмических районах на косогорах рекомендуется размещать з.п. полностью или в насыпях, или на полке, врезанной в склон. Полунасыпь-полувыемка не рекомендуется. В районах сейсмичностью 8 балов и более и на косогорах круче 1:2 низовые откосы насыпей следует укреплять подпорными стенками или заменять насыпи эстакадами.

28. Меры борьбы с горно-обвальными явлениями

1. текущее содержание з.п. и предупреждение горных обвалов

2. укрепление обвальных участков: смягчение крутизны откосов, террасирование склонов; защита откосов от выветривания – устройство одевающих стен; укрепление горных пород на откосах скальных выемок и косогорах – устройство подпорных стен, анкерных креплений.

3. защита дороги от горнообвальных явлений – осуществляется посредством постройки на скальнообвальный участках противообвальных защитных сооружений. Такие сооружения – в виде улавливающих сооружений, перехватывающих обломки горных пород при обвалах и не допускающих их падения на дорогу, или в виде противообвальных галерей, полностью перекрывающих дорогу сверху и обеспечивающих транзитный пропуск обвалившейся породы над з.п.

4. перетрассировака дороги в сторону от обвальных косогоров

5. устройство обходов обвальных участков открытой трассой или тоннелями

Эффективными мероприятиями обеспечения безопасности и непрерывности движения а/м на участках, где возможны крупные обвалы, являются либо предупредительные искусственные обрушения, либо устройство обходов.  Для защиты дорог от малых обвалов можно применять противообвальные сооружения, устраивать различные укрепления откосов, производить обрушения. Откосы выемок и полувыемок защищают от выветривания возведением облицовочных стен.

В зависимости от условий текущего содержания з.п. горнообвальные участки делят на сложные, менее сложные и несложные. Сложные – где горные обвалы могут происходить с больших высот и где не имеется защитных сооружении. Устанавливается круглосуточная охрана. Средние - те же, но на которых построены противообвальные сооружения. Несложные – обвалы с 50-60м.

29. Планировочные решения узлов в разных уровнях

30. Определение осадки насыпи на болотах

Находят коэффициент сжимаемости слоя торфа для вычаленного давления Ррас . Определяют средний коэффициент сжимаемости . Вычисляют средний коэффициент вертикальной фильтрации . Определяют коэффициент вертикальной консолидации . Время, необходимое для достижения 90% консолидации . Вычисляют мощность оставляемого слоя торфа , С – коэффициент вертикальной фильтрации, t – время с момента приложения нагрузки до прекращения интенсивных деформации. Осадка насыпи , Р – общее давление от нагрузки и собственного веса насыпи, Е – коэффициент пористости торфяного грунта в естественном состоянии, а – коэффициент компрессии торфа.