Введение в дисциплину "Физика твердого тела". Кристаллическая структура твердых тел. Электронная структура твердых тел. Дефекты в кристаллах. Магнитные свойства твердых тел. Сверхпроводимость

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Нужно учить толькл то, что отмечено зеленым. Это будет в тесте.
Содержание

Лекция  1

Введение в дисциплину

4

Лекция  2

Кристаллическая структура твердых тел

8

Лекция  3

Электронная структура твердых тел

27

Лекция  4

Классификация кристаллов по типам сил связи

39

Лекция  5

Дефекты в кристаллах

54

Лекция  6

Механические свойства твердых тел

65

Лекция  7

Основы динамики кристаллической решетки

78

Лекция  8

Тепловые свойства твердых тел

93

Лекция  9

Магнитные свойства твердых тел

106

Лекция  10

Сверхпроводимость

118


Лекция 1

Введение в дисциплину

1.1 Предмет и задачи физики твердого тела

1.2 История развития

1.1 Предмет и задачи физики твердого тела

Физика твердого тела - это наука о строении и свойствах твердых тел и происходящих в них явлениях.

Физика твердого тела представляет собой один из важней­ших разделов современной науки. Благодаря успехам физики твердого тела стали возможны огромные достижения в областях квантовой электроники, полупроводниковой техники, создания материалов с уникальными физическими свойст­вами, определяющие в значительной степени важнейшие на­правления научно-технического прогресса. Неудивительно по­этому, что примерно половина всех физиков мира - исследова­телей и инженеров - занимаются теми или иными вопросами физики твердого тела.

Объектами исследования физики твердого тела являются твер­дые тела.

Предметом физики твердого тела является изучение состава твердых тел, их атомно-электронной структуры, установление зависимости между составом, структурой и различными физическими свойствами в первую очередь кристаллических материалов.

Физика твердого тела сводится, в сущности, к установлению связи между свойствами индивидуальных атомов и молекул и свойствами, обнаруживаемыми при объединении атомов или молекул в гигантские ассоциации в виде регулярно упорядоченных систем - кристаллов. Эти свойства можно объяснить, опираясь на простые физические модели твердых тел. Строение реальных кристаллов и аморфных тел значительно сложнее, но эффективность и полезность простых моделей трудно переоценить.

В задачу физики твердого тела входит также изучение вопросов образования и роста кристаллов (кристаллизация) и их разрушения под влиянием различных факторов (плавления, сублимации, растворения и т.д.).

Одной из наиболее важных задач, стоящих  перед учеными и специалистами, является задача созда­ния сверхматериалов с заданными свойствами, точного предска­зания их поведения в экстремальных условиях, установления ресурса работы материалов и т. д. Решение этой и других не менее важных задач  невозможно без глубокого освоения и дальнейшего раз­вития физики твердого тела.

В программу нашего курса в соответствии со стандартом входят следующие вопросы:

1  Предмет и задачи физики твердого тела;

2  Кристаллическая структура твердых тел;

3  Электронная структура твердых тел;

4  Классификация кристаллов по типам сил связи;

5  Дефекты в кристаллах;

6  Механические свойства твердых тел;

7  Основы динамики кристаллической решетки;

8  Тепловые свойства твердых тел;

9  Элементы теории упругости;

10  Сверхпроводимость.

1.2 История развития

Физика твердого тела как наука родилась в начале XX века в связи с развитием атомной физики. Она занимается главным образом изучением кристаллических твердых тел и по­ведением электронов в этих телах. Сто лет назад кристаллы изучались только с точки зрения их внешней формы и симмет­ричных связей между различными коэффициентами, описываю­щими физические свойства кристаллов. После открытия ди­фракции рентгеновских лучей и публикации серии простых и весьма успешных работ с расчетами и предсказаниями свойств кристаллических веществ началось фундаментальное изучение атомной структуры кристаллов.

Кристаллы многих минералов и драгоценных камней были известны и описаны еще несколько тысячелетий назад. Кристаллом называли вначале только лед, а затем и кварц, считавшийся окаменевшим льдом. В конце эпохи средне­вековья слово «кристалл» стало употребляться в более общем смысле.

Геометрически правильная внешняя форма кристаллов, об­разующихся в природных или лабораторных условиях, натолк­нула ученых еще в семнадцатом веке на мысль, что кристаллы образуются посредством регулярного повторения в пространстве одного и того же структурного элемента, так сказать, кирпичика. При росте кристалла в идеальных условиях форма его в течение всего роста остается неизменной, как если бы к растущему кристаллу непрерывно присоединялись бы элемен­тарные кирпичики. Сейчас мы знаем, что такими элементар­ными кирпичиками являются атомы или группы атомов. Кри­сталлы состоят из атомных рядов, периодически повторяющих­ся в пространстве и образующих кристаллическую решетку.

Похожие материалы

Информация о работе