Структурный подход. Формы организационных структур, страница 3

Основным идолом коммерческой организации является эффективность. Оценить эффективность деятельности подразделений в рамках организации в целом, очень сложно. На фоне децентрализации и дивизиональных структур стало очевидно, что подразделения компаний разнесенные нередко на большие расстояния и выделенные в самостоятельные организации легче контролировать. Звучит как парадокс, однако, это так. Действуя самостоятельно, бывшее подразделение показывает свою собственную результативность, тем самым, обеспечивая прозрачность контроля. Невозможно скрыть свои ошибки и затраты в валовой выручке и прибыли корпорации. Дальнейшая децентрализация в целях обеспечения эффективности с одной стороны и требования интеграции при решении совместных задач реализованные в рамках внутренних перекрещиваемых функций с другой стороны привели к созданию внутренних рынков (организационных рынков).

Интеграция функций в важнейших узловых подразделениях позволяет создать стратегические центры прибыли. Нередко, они создаются с учетом не только организационно-функциональных факторов (основных направлений деятельности, перспектив развития, конкурентоспособности, ключевых компетенций, низких производственных затрат и т.д.), но и с позиции финансового анализа. Структура внутрифирменных денежных потоков транснациональных корпораций позволяет вывести из-под налогообложения значительные средства.

Становление инновационной экономики заставило осознать давно известный принцип – «кадры решают все» [66]. Внимание к инновационному потенциалу человека в условиях повышенных требований к быстрой адаптации привело к необходимости отказа от бюрократических способов и методов управления. В работнике необходимо было пробудить сознательную ответственность на основе разделяемых им корпоративных ценностей, стремление к творчеству и исследовательскому поиску на основе индивидуальной мотивации.

На основе принципов дебюрократизации, снижения размеров, внутренних рынков и стратегических центров прибыли были созданы сетевые структуры. Суть сетевых структур заключается в том, что последовательность иерархических команд заменяется на цепочку заказов на поставку продукции и развитие взаимоотношений с другими фирмами. То есть взаимоотношения совокупности фирм и специализированных единиц, входящих в сеть, координируются рыночными механизмами, вместо командных методов.

На уровне составляющих элементов сети используют все известные формы организационных структур в зависимости от необходимости. Несмотря на большие перспективы и потенциал, сети содержат в себе интересный внутренний дефект. Сетевая цепочка поставок выглядит как цепочка большого числа посредников, стремление каждого из которых к эффективности может сыграть злую шутку. Создание ценности на каждом этапе увеличивает конечную цену. Подразумевается, что в рыночных условиях и жесткой конкуренции это не оборачивается проблемой. Однако в условиях отсутствия совершенного рынка, что более характерно для современной экономики, в том числе мировой, потребитель может проиграть больше.