Искусство 20-х годов ХХ столетия, страница 4

Иван Дмитриевич Шадр.

Ведущий советский скульптор.Создал произведения, вошедшие в ист. Советской худ-ой культуры. Шадр – его псевдоним, настоящая фамилия Иванов. Псевдоним он взял в память о родном городе Шадринске. В народе их семью называли богомазами, т.к.долгое время Ивановы возводили и росписывали церкви. Считались зажиточной семьёй. Но случай их разорил. Однажды их попросили возвести церковь и расписать. Сделали. Духовная комиссия приняла, осталось подписать бумаги, но от радости мужики выпили и от непотушенной сигареты церковь сгорела. Ивановым предъявили иск. Предстояло либо идти на каторгу либо на свои средства возвести новый храм. Стали строить. Любовь к рисованию была с детства. Ему позировали сестры и братья.  Отдают учиться в приходскую школу. Был успешным учеником. Не любил закон божий. Закончив школу уезжает в Ек-бург, где должен был служить на ватно-шерстяной фабрике «Панфилов и сыновья». После того как хозяин умер, а его сын уехал в С –П.Ваню выгоняют с фабрики. Голодный, униженный он бродил по Ек – бургу. Хотел покончить самоубийством. Благодаря счастливому случаю поступает в «Художественно-промышленную школу». Знакомится с Теодором Залькальном => увлёкся занятиями лепкой. Не дают диплом по окончании. Отправляется в путешествие по России, хочет поступить в Академию художеств, но Питер его не принял. Благодаря М.Е. Дарскому Ваня поступает в императорское театральное училище, знакомится с Репиным. Благодаря Репину появилась возможность поехать в  Париж. Но его забирают в армию.1910 едет в Париж, 1912 едет в Рим, поступает в Институт изящных искусств.1914 приезжает в Шадринск. Лепит бюст основателя городского банка Д.Д. Пономарёва.1920 Шадр работает в Омске. Создаёт скульптурные портреты Карла Либкнехта и Розы Люксенбург.1924 умер Ленин и правительство доверило Шадру вылепить с натуры художественно – документальный портрет вождя. Устанавливают памятник в ЗАГЭСе. Умер отец. «Труженик»- надгробие отцу.1930-е г. является одним из руководителей Московского Союза скульпторов, входит в состав Учёного совета Гос-ой  Третьяковской галереи, участвует в художественных советах и жюри.3.04 1941г. скончался Шадр.

Его скульптуры: -«Булыжник – оружие пролетариата» -памятник Горькому, Пушкину

- «Сезонник» - «девушка с веслом» - «Красноармеец»  - «Год 19-й»

Алексей Кузьмич Денисов- Уральский (1863- 1926).

Род. в Екатеринбургев семье шахтёра. С ранних лет учился обработке камня.В последствии его работы связаны с худ-ой обработкой камня. Его работы выставлялись на различных выставках.

После учёбы в Питере возращается в Ек-бург и совершает многочисленные поездки по Уралу.Одной из ключевых тем явл. Пожар. «Лесной пожар».

1900г. персональная выставка  в Ек-бурге,потом в Перми. «В дали от жилья», « Вечер на Шартажском озере».1902г. организует выставку в Петербурге « Урал и его богатства».

Умер в Финляндии в 1926г.. работы есть в музее изобр.иск-тв.

1.  Творчество Эрнста Неизвестного.

Скульптр,худ-к, философ. Род. В Екатеринбурге в 1925г. Добровольцем ушёл на фронт,был тяжело ранен, награждён орденом Красной звезды. Учился на философском    ф-те МГУ. Закончил Всесоюзный гос-ый худ-ый институт им. В.И.Сурикова.

1976-вынужден покинуть страну. Жил в Швеции (там создан музей,посвященный его тв-ву), США,Нью-Йорк. Является профессором философии колумбийского ун-та.

В своих произведениях обращается к теме войны. В его произв-ях звучит тема смерти. Он создаёт ск-ры солдат,гибнущих на войне. «Мёртвый солдат». Солдат вообще, существо, профессия которого убивать или быть убитым.

Неизвестный интересуется поисками русского авангарда.

Главной темой худ-ка явл. чел-к - страдающий, борющийся, сомневающийся, побеждающий и побеждённый. Мировоззрение Неизвестного во многом сложилось под влиянием русских философов.

«Орфей» ; «Пророк».

Особенность ск-р Неизвестного  в том, что в них выражено не продолжающееся состояние, а как бы самый напряжённый, кульминационный, решающий его момент.     Чел-к разнимает свою голову( сознание раздваивается), вынимает своё сердце, совершает решающий шаг и т.д. Скульптура не просто символизирует Крик. Пророчество, Молитву, она показывает их в самый важный момент, определяющий смыл и суть совершаемого с максимальным напряжением всех сил.