Развитие тепловозной тяги в России. Классификация тепловозов. Паровая тяга. Тяговая характеристика тепловоза, страница 3

            Гриневецкий в России пытался создать специальный транспортный дизель, рабочий процесс которого был бы близок к рабочему процессу паровой машины. Он спроектировал, построил и испытал такой двигатель. Но он оказался очень сложным. Поэтому отечественное и зарубежное паровозостроение пошло по пути применения на тепловозах между дизелем и колесными парами промежуточного звена, называемого передачей.

дизель,передача,колесные пары
 


            Данную схему имеют все транспортные средства, на которых используются двигатели внутреннего сгорания. Паровоз не имел промежуточного звена передачи.

3. Типы тяговых передач

Требования к передаче мощности

            Передача должна обеспечивать: 1) пуск дизеля без погрузки и работу на ХХ;  2) полное испытание мощности дизеля как на номинальном режиме, так и на частных нагрузках в широком диапазоне скорости; 3) плавное трогание с места; 4) изменение направления движения; 5) возможность управляться по системе многих единиц.

            Передача должна иметь:

1)  высокий КПД на всех режимах эксплуатации;

2)  малые габариты и вес;

3)  по возможности меньшую стоимость;

4)  вторую эксплуатационную надежность;

5)  сравнительно малые расходы на ТО и ТР;

6)  простую систему управления по возможности.

Типы тяговых передач:

На тепловозах теоретически возможно использовать следующие типы передач: – механическая; гидравлическая; гидромеханическая; электрическая; электрогидравлическая; электромеханическая; газовая или воздушная.

Практически на тепловозах применяют три типа: – механическая; гидравлическая; электрическая.

Механическая передача

По устройству механическая передача является самой простой. Для возможности пуска дизеля без нагрузки имеет муфту сцепления.

                        муфта

дизель КПП,колесные пары
 


Типы муфт: фрикционные, электромеханические, гидравлические.

            Достоинства механической передачи:

1)  простота конструкции;

2)  компактность;

3)  сравнительно малый вес и невысокая стоимость изготовления;

4)  высокий КПД (до 0,9);

5)  низкая стоимость обслуживания в эксплуатации.

Недостатки:

1)  тяговая характеристика имеет вид ломаной ступенчатой линии, которая отличается от гиперболической зависимости;

2)  не полностью используется мощность двигателя во всем скоростном режиме;

3)  полная потеря силы тяги при переключении ступеней скорости;

4)  жесткая связь между дизелем и ведущими колесами (при использовании гидравлической муфты этот недостаток ликвидируется).

В настоящее время механическая передача применяется на самодвижущихся единицах подвижного состава до мощности 220 кВт.

Мотовозы, автомотрисы, отдельные типы дизель-поездов.

Электрическая передача

            Этот тип передачи является самым распространенным. Электрические передачи могут быть трех типов: – постоянной, у которой тяговый генератор и ТЭД постоянного тока; – переменно-постоянного тока, у которого ТГ переменного тока, а ТЭД постоянного; – переменного тока.

            Достоинства:

1)  нет жесткой связи между дизелем и КП;

2)  надежность и экономичность в эксплуатации;

3)  обладают высоким КПД;

4)  позволяют главное регулирование скорости движения;

5)  имеют тяговую характеристику гиперболического вида.

Недостатки:

1)  более сложная система регулирования и управления;

2)  более дорогостоящая;

3)  большие эксплуатационные расходы на ТО и ТР;

4)  чувствительность к запыленности.

  Постоянного тока:

Эта передача позволяет хорошо регулировать скорость движения и силу тяги. Ее недостатком является ограничение по мощности. Применяется до мощности 2200 кВт.

   Переменно-постоянного тока:

ТЭМ7, ТЭМ70, ТЭП75.

            Данная передача не имеет ограничений по мощности.

            Достоинства:

1)  высокая мощность;

2)  ТГ является бесколлекторной электрической машиной переменного тока;

Эти генераторы имеют более низкую стоимость, чем ТГ постоянного тока, они проще в обслуживании и имеют высокую эксплуатационную надежность.