Паровые турбины. Газотурбинные установки. Двигатели внутреннего сгорания, страница 21

Таким образом, при максимально возможной высоте лопатки (определяемой механической прочностью) pi при нормальной скорости пара через последнюю ступень может быть пропущено только определенное количество пара. При заданных начальных и конечных параметрах пара развиваемая турбиной мощность пропорциональна проходящему через нее количеству пара, которое будет ограничиваться пропускной способностью последней ступени. Мощность, развиваемая при этих условиях, называется предельной.

1.23. Понятие о коэффициенте возврата тепла паровой турбины

Отношение полезно использованного теплоперепада в ступени к располагаемому теплоперепаду есть внутренний относительный КПД ступени.

            ,                                                                (1.80)

где ξ – относительные потери соответствующего вида, ξ = ∆ hпот/∆ hт.

Внутренний относительный КПД ступени меньше, чем КПД ступени, определяемый по формуле (1.80), и его максимальное значение приходится на менее выгодное отношение u/с1.

 
Рис.1.22. Сравнительная оценка внутреннего относительного   и теоретического ηст КПД ступени турбины
В многоступенчатой турбине внутренние потери в отдельной ступени приводят к некоторому росту энтальпии пара на выходе из ступени (рис 1.22) и одновременно к увеличению располагаемого теплоперепада последующей ступени из–за расхождения изобар (∆h2–3 < ∆h'2–3).

В результате сумма располагаемых теплоперепадов всех ступеней оказывается больше располагаемого теплоперепада по изотропе .

Или, иначе,

                                          , (1.81)

где qT  = QT / ∆h0 называют коэффициентом возврата теплоты, который характеризует долю внутренних потерь, используемых в последующих ступенях турбины. Обычно qT = 0,04 ÷ 0,1, что является существенным преимуществом многоступенчатой турбины перед одноступенчатой.

Коэффициент возврата тепла можно определить по приближенной формуле

                                          . (1.82)

где К – коэффициент, зависящий от вида пара. Например, при перегретом пара К = 0,2; при влажном – К = 0,12.

1.24. Понятие о характеристическом коэффициенте паровой турбины

Как уже было отмечено, КПД отдельной ступени в большой степени зависит от отношения u/с1 (заметим, что для турбин со ступенями скорости наивыгоднейшее значение отношения будет: u/с1 = cos α1/2z, где z  – число венцов рабочих лопаток на ободе диска).

                                     ,                                                                (1.83)

откуда можно получить

                                                        .               (1.84)

Просуммировав левую часть уравнения (1.84), получим:

                                                ,        (1.85)

Из последнего равенства имеем:

                         .                                                                (1.86)

 
Рис.1.23. График зависимости y =  
Выражение (1.86) представляет собой характеристический коэффициент паровой турбины (коэффициент Парсонса), где α – коэффициент возврата теплоты.

Коэффициент y позволяет оценить экономичность турбины в целом. Значение относительного эффективного КПД турбины связано с значением y следующим графиком (рис. 1.23), полученный опытным путем.

Из графика видно, что величина КПД пропорциональна y. Вплоть до значения y = 2000 КПД турбины быстро растет, а при y > 3000 значение КПД даже уменьшается.

1.25. Удельные единичные мощности паровых турбин

Применительно к паровым турбинам используют понятие внутренние мощности, развиваемые соответственно реальной турбиной:

                                                           ,                  (1.87)

где D, ∆h1 – расход пара через турбину, располагаемый теплоперепад;

Идеальной турбиной (без внутренних потерь):

                                                          .                  (1.88)

Эффективная мощность (мощность на валу), обозначаемая Nе, которая связана с внутренней (индикаторной) через значение механического КПД турбины, учитывающего механические потери:

                                                          .                 (1.89)

Для современных турбин ηмех = 0,99 – 0,995.