Паровые турбины. Газотурбинные установки. Двигатели внутреннего сгорания, страница 2

В промышленности электрическая энергия из тепловой получается путем промежуточного преобразования ее в механическую работу. Современная техника не позволяет пока создавать более или менее мощные установки для получения электричества непосредственно из тепла. Превращение тепла в электричество с достаточно высоким КПД)без промежуточного преобразования его в механическую работу было бы крупным шагом вперед. Тогда отпала бы надобность в тепловых электростанциях, а также во многих других случаях необходимость установки тепловых двигателей, которые имеют относительно низкий КПД, весьма сложны и требуют довольно квалифицированного ухода при эксплуатации.

В тепловой электростанции или в любых других областях техники, где используется теплота для приведения в движение мощных агрегатов, нельзя обойтись без тепловых двигателей. Тепловые двигатели, являющиеся неотъемлемой частью всей тепловой энергетики, в настоящее время очень широко применяются во многих областях народного хозяйства.

Процесс сгорания топлива и выделения тепла может происходить внутри самого двигателя и вне его, в другом агрегате. Продукты сгорания топлива как носители тепла в одних случаях при превращении тепла в работу непосредственно являются рабочим телом в двигателях, а в других случаях передают свое тепло другому веществу (воде), и тогда уже другое промежуточное вещество (пар) является рабочим телом в тепловом двигателе. Таким образом, в первом случае рабочий процесс в двигателе осуществляется без промежуточного теплоносителя, а во втором — с промежуточным теплоносителем.

Способы превращения тепла в механическую работу разнообразны. Наиболее распространены следующие пять типов тепловых двигателей:

1) паровые машины;

2) паровые турбины;

3) двигатели внутреннего сгорания;

4) газовые турбины;

5) реактивные двигатели (турбореактивные и ракетные).

Применяемый в конкретных условиях тип двигателя определяется потребностями народного хозяйства, необходимой мощностью, наличными видами топлива, эксплуатационными требованиями к двигателю и т. д.

В крупных тепловых электростанциях и мощных промышленных теплоэнергетических установках наиболее экономичными остаются паросиловые установки с паровыми турбинами. Почти все крупные тепловые электростанции, а также и атомные электростанции снабжены паротурбинными установками.

1. Паровые турбины

1.1. Краткий обзор развития паровых турбин

Идея теплового двигателя, (работающего по принципу паровой турбины, возникла еще за 120 лет до начала н. э., когда Герон Александрийский описал прибор, у (которого вращение шара осуществлялось за счет реактивного действия струй пара, вытекающих из изогнутых трубок.

В паровой турбине превращение тепла в механическую работу осуществляется в результате двух процессов. В первом процессе пар от начального состояния до конечного расширяется в соплах или насадках и приобретает большую скорость, во втором кинетическая энергия движущейся струи пара превращается в механическую работу.

Промышленные конструкции паровых турбин начали создаваться в конце XIX – начале XX вв. на основе работ шведского инженера Г. Лаваля (1845 – 1913 гг.), построившего первую промышленную активную паровую турбину, и англичанина Ч. Парсонса (1854 – 1931 гг.), работавшего в области реактивных турбин. Во Франции О. Рато (1863 – 1930 гг.) разработал конструкцию активных турбин со ступенями давлений, которые в дальнейшем были усовершенствованы швейцарским инженером Целли. Американский инженер Кертис (1860 – 1953 гг.) построил активную турбину со ступенями скорости. Значительный вклад в разработку теории процессов, протекающих в паровой турбине, и в практическое турбостроение, внес чехословацкий ученый А. Стодола (1859 – 1942 гг.). Успешную и плодотворную работу по развитию строительства паровых турбин провели коллективы советских турбостроительных заводов и научно–исследовательских институтов. В развитие паровых турбин внесли вклад советские ученые А. А. Радциг, Г. С. Жирициий, А. В. Щегляев и другие.