Экономическая власть, экономическая свобода, страница 2

          Основной критерий экономической свободы – «прайвеси» (термин Ю.А.Замошкина, 1991). Та сфера экономической жизни, куда не имеет права вмешиваться другой субъект экономических отношений. Это автономия и свобода человека в четырех сферах:

¨  внутренняя духовная жизнь;

¨  сфера непосредственного межличностного общения;

¨  сфера личного и семейного потребления;

¨  имущественные отношения.

          Т.о. «прайвеси» предполагает признание суверенитета человека в мире его мыслей и чувств, защиту тайны его межличностных коммуникаций, самостоятельные решения по поводу того, какие товары и услуги, в каких пропорциях и количествах потреблять, сколько и где работать, и, наконец, право распоряжаться своим имуществом, своей собственностью. В последнем случае проблема частной жизни переходит в проблему частной собственности.

          Только собственник может быть ответственным. Но нельзя допустить перекосов в отношении формирования сверхценного отношения к собственности. Почему критерий собственности не может быть универсальным в оценке достижений личности?

1) Потому что собственность подразумевает экономическую дифференциацию, неравенство. Не все обладают должной подготовкой, энергией, последовательностью, мудростью для правильного распоряжения собственностью с целью ее поддержания и приумножения.

          Тем не менее поведение собственника более предсказуемо и стабильно, нежели поведение человека, его лишенного. Поэтому обществу выгодно формировать представление о неотъемлемом праве человека на собственность, на ее защиту. Именно с отношениями по поводу собственности связано возникновение государства, государственности. М.Олсон: зачатки государственности появляются при столкновении, так сказать, «разбойника с большой дороги», терроризирующего население отдельного района, и (пока еще не правительственной) власти в лице некоего военачальника, ограждающего народ от разбойных притеснений, но при этом обкладывающего тружеников некоторым налогом. Этот потенциальный властитель стремится выработать стимулы к производству, т.е. законы и моральный порядок, или «права собственности». Узаконение собственности дает мощный импульс к увеличению производства, ведь люди будут уверены, что при неизменном законе и порядке у них будет кое-что оставаться после выплаты налогов. Более того, у них появятся стимулы к инвестированию.

2) приоритет собственности возможен только при определенных гарантиях минимального уровня благосостояния для тех, кто не умеет распоряжаться собственностью эффективно (в противном случае это вызовет зависть и агрессию в отношении тех, кто это умеет);

3) в любом обществе существует определенный культурный слой (интеллигенция, духовная элита – термин А.С.Панарина), который материальному богатству предпочитает духовное.

Формы экономической власти:

¨  принуждение;

¨  стимулирование.

¨  Налоги должны восприниматься как стимулирование (в идеале). Проблема налогового планирования («общественные блага» – которые не могут быть предоставлены в индивидуальном порядке).

Проявления прямого экономического принуждения:

¨  Лишение привычных гарантий, льгот.

Проявления скрытого экономического принуждения:

¨  Несоответствие заработной платы трудовому вкладу в бюджетной сфере, сфере образования;

¨  Завышенные цены на товары и услуги;

¨  Агрессивную рекламу.

Все названные формы могут рассматриваться и как способы косвенного стимулирования, вызывающие экономическую активность. Но как любая вынужденная форма, она не эффективны, а лишь поддерживают первичную поисковую активность населения.

          Экономическое стимулирование – это создание благоприятных условий для предпринимательской активности за счет различных форм поддержки:

¨  Правовой;

¨  Организационно-административной;

¨  Экономической;

¨  Информационной;

¨  Социально-психологической (в т.ч. и в аспекте формирования доверия населения к добросовестному и эффективному предпринимательству).

          Совместимы ли сильная власть и широкая экономическая свобода? По мнению О.С.Дейнека, да, совместимы. Если власть сильная, но не жесткая, а гибкая, компетентная и мудрая, способствующая проявлению свободы, а не безответственной воли, поддерживающая баланс в степени контроля и доверия по отношению к субъекту хозяйствования.

          Существуют различия в отношении к хозяйственной роли государства в отдельных странах, на которые указывает Хейворд.  Так, в США и Великобритании, сильны антигосударственные настроения в отношении к государству как к силе, противостоящей личности и представляющей угрозу индивидуальной свободе. Для стран, где сильно развито римское право (например, Франция и др.страны Западной Европы), характерно признание важности государства, его позитивной и доминирующей роли.

          Российское население ожидает от экономической власти исполнения ею обязательных функций: