Государственный бюджет, налоги, система налогообложения, страница 6

5. Налоги как фактор перераспределения   национального дохода и стимулирования структурных изменений.

¨ Налоги влияют на производство, распределяя национальный доход  и связанный с ним перераспределение производительных сил, но это влияние не всегда способствует росту производства. Перераспределение национального дохода через  налоги может идти через бюджет  и помимо бюджета  (но косвенно за счет бюджета, так как, например, налоговые льготы – это суммы, которые могли бы пойти с госбюджет). Экономический результат перераспределения национального дохода через бюджет может быть различным и зависит от направления перераспределения:

· если сумма налога отнимается от текущего потребления и идет на капитальное строительство. То в результате получается принудительное накопление;

· если сумма идет из фонда накопления через государственный бюджет на образование  потребительских доходов, то получаем «проедание» части накопления, следовательно, замедление роста производительных сил (что чаще и бывает).

¨ Помимо бюджета, с помощью дифференциации налогообложения  (много ставок, льгот…) создаются более благоприятные условия  для определенных отраслей, так правительство перекачивает средства  из одних отраслей в другие  и содействует развитию определенного сектора экономики. Дифференциация на практике искажает действующие  экономические отношения  (так осуществляется протекционизм отдельных компаний),  создавая для поощряемых компаний искусственную тепличную обстановку, снижая стимул к рационализации производства. Такая дифференциация содействует одним отраслям и вредит другим и очень трудно оценить, что больше – польза или вред. Это одна из причин снижения льгот на западе.

6. Воздействие налогов на  цену и объем производства.

Налоги могут воздействовать на изменение общего уровня  цен если:

а) процедура по взиманию и обратному вливанию средств  в хозяйство отражается на скорости обращения денег (налоги – орудие перераспределения);

б) тяжелые и неравномерные налоги приводят к сокращению производства и уменьшению товарной массы.

Так появляются 2 проблемы:

· все перелагаемые (косвенные) налоги влияют на цену отдельных товаров, рост цены одного товара может уравновешиваться снижением цены другого товара, следовательно, общий уровень цен не изменится;

· налоги влияют на объем производства товара, притом, воздействие налогов на объем производства разных товаров будет разным. Это связано с различной эластичностью  спроса по цене. Следовательно, налоги влияют на структуру производства через механизм  цены, спроса, предложения (см. график).

Таким образом, налог, создавая разницу между ценой, заплаченной покупателем и ценой, полеченной продавцом, снижает и производство и потребление, следовательно, ухудшает и положение продавца, и положение покупателя, изменяя структуру общественного производства, перекачивая капитал из отрасли в отрасль.

        Р

                              Е1

        Р1                                Е

        Р0

        Р2               

         Q1       Q0        Q

Где, D – спрос,  S – предложение до введения налога. Вводится акциз, следовательно, растет  P и  S® S1. продавцы желают продать тот же объем, но не по P0, а по P1, желающих купить становится меньше и  E® E1 – это рыночное равновесие, в котором покупатели платят  P1, а продавцы получают лишь P2, так как реализуют меньший объем.



[1] Акцизы – косвенный налог, включается в цену продукции. Это изъятие в бюджет сверхприбыли от высокорентабельной продукции.

[2] Акцизы – косвенный налог, включается в цену продукции. Это изъятие в бюджет сверхприбыли от высокорентабельной продукции.

[3] Эмиссия – выпуск в обращение денег и ценных бумаг, осуществляемых гос. банком и пр.