Государственный бюджет, налоги, система налогообложения, страница 2

1.  внутренний или внешний,

2.  краткосрочный (до 1г.), среднесрочный (1-5 лет), долгосрочный (более 5 лет).

Краткосрочный долг наиболее опасен, т.к. его м. пролонгировать, а это % на %.

Проблема внешнего долга

Если внешний долг составляет 20-30 % поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно (требуются залоги, особые поручительства, более высокие проценты).

Пути решения проблем внешнего долга: 1) традиционный – выплата долгов за счет золотовалют (резервы не всегда могут быть); 2) консолидация внешнего долга – выплачиваются только проценты, а погашение долга откладывается. Возможно только с согласия кредитора; 3) конверсия – превращение внешнего долга в долгосрочные иностранные инвестиции (например, в счет долга м.б. приобретена недвижимость, ценные бумаги). Финансовых средств в страну не поступает, а доля иностранного капитала увеличивается; 4) обращение страны должника к международным банкам (региональным, всемирному). Такие банки предоставляют льготные кредиты, но предъявляют жесткие требования к гос. экономической политике.


Тема12: “Государственный бюджет, налоги, система налогообложения”

1.  Понятие и структура государственного бюджета

2.  Налоги и налоговая система

3.  Основные направления воздействия налогов  на экономику страны

                                Понятие государственного бюджета

          Государственные финансы – главное средство перераспределения ВВП (ВНП).

         Финансы – категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств.

         Финансовая система – совокупность финансовых отношений в стране.

Финансовая политика государства – политика государства по организации, использованию финансов для осуществления своих функций и задач. 

Государственные финансы аккумулируются в государственном бюджете и внебюджетных фондах. Основная часть государственных доходов и расходов проходит через гос. бюджет. В зависимости от административно-территориального устройства бюджеты бывают (см. таб 1). Между ними существуют сложные отношения, связанные с разделом источников доходов, перераспределением средств в масштабе страны. 

Таблица 1

Государственный бюджет

Внебюджетные фонды

- центральные

– это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в гос. бюджет. Образуются за счет целевых налогов, займов, субсидий из бюджета. Эти средства находятся в распоряжении центральных и местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Например, пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости.

- республиканские

- краевые

- областные

- местные (все, кроме центрального бюджета)

- др. бюджеты

Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект государственного бюджета ежегодно принимается законодательным органом (государственная дума, муниципальное собрание). По окончании финансового года исполнительная власть отчитывается об исполнении государственного бюджета.

Государственный бюджет – это компромисс между основными группами носителей социально-экономических интересов в стране. Интересы  этих групп могут быть представлены различными политическими партиями, следовательно, компромисс сопровождается политической борьбой.

Структура государственного бюджета (статьи)