Демография как наука и как учебная дисциплина, страница 2

Подчеркнём, что актуальность дисциплины «Демография» обусловлена самим предметом её изучения – воспроизводство населения и его групп. Для нашей страны с низким уровнем рождаемости и высоким уровнем смертности это чрезвычайно важная область исследования. С каждым днём всё активнее демографические проблемы в России обсуждаются на всех уровнях общества, в средствах массовой информации.

2. Цель и задачи изучения демографии в экономическом вузе, её место в подготовке современного экономиста

Цель изучения дисциплины «Демография» – подготовка специалистов, владеющих теоретическими основами в области демографического анализа и прогнозирования, а также обучение приёмам и методам решения задач демографического анализа и прогнозирования.

В ходе изучения демографии ставятся и решаются следующие основные задачи:

- овладение комплексом современных методов сбора, обработки и анализа демографической информации для выявления закономерностей и особенностей развития демографических процессов, а также определения их зависимости от социально-экономических факторов;

- применение методов моделирования и прогнозирования демографических процессов для развития обоснованных управленческих решений и разработке эффективной демографической политики;

- овладение современными методиками достоверных сопоставлений демографических показателей в различных регионах страны и мира;

- освоение пакетов прикладных программ и применение компьютерных технологий для решения задач анализа и прогнозирования демографических процессов.

Демография тесно связана со многими науками: математикой, экономической теорией, социологией и другими. При этом подчеркнём, что особая роль в изучении дисциплины «Демография» в экономическом вузе принадлежит дисциплине «Статистика», т. к. все те приёмы и методы статистики, которые студент освоил курсом раньше, он должен уметь использовать при изучении демографии. По сути, студент будет изучать демографическую статистику (а не историческую демографию, например, или географическую демографию и т.п.).

3. Учебно-методические материалы, используемые при изучении демографии

В качестве методической литературы студентам, изучающим демографию, кафедрой подготовлены следующие материалы:

1. Демография. Программадля студентов 4 (3) курса специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление» первого (второго) высшего образования. – М.:ВЗФЭИ, 2003

2. Демография. Программа для студентов 3 курса, обучающихся по направлению 521500 «Менеджмент» (бакалавр) (первое высшее образование) – М.: ВЗФЭИ, 2009.

3. Демография. Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов 4 (3) курса специальности 080504 (061000) «Государственное и муниципальное управление» первого (второго) высшего образования. – М.:ВЗФЭИ, 2007

4. Демография. Методические указания для студентов III курса, обучающихся по направлению 521500 «Менеджмент» (бакалавр) (первое высшее образование) – М.: ВЗФЭИ, 2009.

В программах курса изложены цели и задачи дисциплины, указано её место в учебном процессе, раскрыто содержание дисциплины (включая лекционный курс и практические занятия), тематический план.

Методические указания по выполнению контрольной работы содержат общие методические указания (цель и организация выполнения контрольной работы, требования к оформлению контрольной работы) и варианты заданий. Методические указания, включают таблицу, позволяющую студенту выбрать свой вариант. Каждый вариант предусматривает выполнение четырёх заданий.

В качестве учебной литературы студентам, изучающим демографию, кафедра рекомендует следующие источники.

Основная:

1.  Борисов В.А. Демография: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Нота Бене, 2003. – 344 с.

2.  Бреева Е.Б. Основы демографии: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 352 с.