Демография как наука и как учебная дисциплина

Страницы работы

Содержание работы

Демография. Обзорная лекция

для студентов 4 (3) курса специальности 080504 (061000) «Государственное и муниципальное образование» первого (второго) высшего образования, а также для студентов 3 курса, обучающихся по направлению 521500 «Менеджмент» (бакалавр) (первое высшее образование)

Кафедра Статистики

Авторы:  ст. преп. С. Н. Лысенко

Вводная часть

Уважаемые студенты!

Вы приступили к изучению дисциплины «Демография», которая занимает важное место в системе высшего экономического образования как базовая дисциплина, формирующая профессиональный уровень экономиста в области государственного и муниципального управления.

Сегодня для того, чтобы быть конкурентно способным в условиях рынка, управленческому работнику необходимо владеть методологией демографического анализа и прогнозирования.

Данная обзорная (установочная) лекция, подготовленная к.э.н., старшим преподавателем кафедры статистики Лысенко Светланой Николаевной, должна служить вам навигатором на всём протяжении освоения данной дисциплины. Наша задача состоит в том, чтобы в сочетании с традиционной формой обучения использовать технологию дистанционного обучения, способствующую повышению эффективности изучения дисциплины. Лекция предназначена как для студентов, обучающихся по системе дистанционного обучения, так и для студентов, которые по каким-либо причинам хотят самостоятельно осваивать дисциплину.

В ВЗФЭИ учебный процесс по дисциплине «Демография» включает:

·  лекционный курс;

·  практические занятия;

·  выполнение контрольной работы.

Выполненная контрольная работа представляется для проверки преподавателю в установленные учебным графиком сроки. Проверенная работа возвращается студенту с отметкой «допускается к собеседованию» или «не допускается к собеседованию». По всем замечаниям преподавателя студентом должны быть сделаны необходимые исправления и замечания. Студенты, получившие зачёт в результате собеседования, допускаются к экзамену.

В установочной лекции рассматриваются следующие вопросы:

1. Значение демографии в экономической жизни современного общества.

2. Цель и задачи изучения демографии в экономическом вузе, её место в подготовке современного экономиста.

3. Учебно-методические материалы, используемые при изучении демографии.

4. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов над лекционным материалом, выполнению контрольной работы.

5. Тематика изучаемых разделов курса демографии и краткие рекомендации к их изучению.

1. Значение демографии в жизни современного общества связано с решением широкого круга управленческих, производственных и научных задач в любом государстве. Оно объясняется необходимостью знания характерных для данного народонаселения общих и частных закономерностей демографического развития с целью их применения управленческими органами всех уровней управления – от государственных руководителей до менеджеров фирмы. Трезвая оценка демографической ситуации, умение анализировать и прогнозировать демографическое развитие, эффективное влияние управленческих решений на изменение демографической обстановки позволяют преумножить трудовые и экономические ресурсы страны и регионов, а также укрепить экономическое и геополитическое положение страны на международной арене.

В условиях рыночной экономики изучение демографии, как науки о народонаселении, наиболее актуально по двум направлениям:

·  население как производитель материальных благ;

·  население как потребитель материальных благ.

Первый аспект связан с тем обстоятельством, что население является основой формирования трудовых ресурсов, без которых невозможен процесс производства, а второй отражает тот факт, что население своими параметрами (численность и состав) определяет ёмкость и конъюнктуру потребительского рынка.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Демография
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
96 Kb
Скачали:
1