Основные теоретические понятия дисциплины «Информационная система предприятия», страница 5

На многих российских предприятиях используются отечественные программные продукты для автоматизации складского учета, бухгалтерского и налогового учета. Кроме того, внедряются задачи комплексного учета и управления финансами. Внедрение этих продуктов позволяет руководителю предприятия получить более точные учетные данные, разобраться в финансовых потоках и повысить эффективность управления. В качестве примера приведены различные системы. Обратите внимание на задачи, которые этими системами решаются.

Помимо отечественных программных продуктов на предприятиях Российской Федерации внедряются зарубежные системы. Обратите внимание на отечественные и зарубежные фирмы, успешно внедряющие свои системы на российских предприятиях.

Тема 3. Архитектура корпоративных информационных систем

Цель изучения темы: ознакомление с основными понятиями создания (построения) интегрированных корпоративных информационных систем, в том числе с основными методами моделирования бизнес–процессов управления предприятием.

В теме дается понятие архитектуры ИКИСП и ее основных компонентов: логической, физической и программной структур ИКИСП. Особоевнимание при изучении данной темы обратите на следующее положение: определяющее место среди компонентов архитектуры ИКИСП занимает логическая структура. Под логической структурой ИКИСП понимается совокупность бизнес–процессов предприятия. В каждом конкретном случае могут быть выделены интересующие предприятие бизнес–процессы.

Для совершенствования деятельности предприятия могут использоваться различные методы: реорганизация (reorganization) предприятия, автоматизация бизнес–процессов и др. Наиболее прогрессивным и универсальным является метод реинжиниринга бизнес–процессов. Он предполагает отказ от базовых принципов построения предприятий и превращает конструирование бизнеса в инженерную деятельность. Кроме основного понятия бизнес–процесса, в реинжиниринге используются зависимые от него понятия: единая бизнес–система предприятия, бизнес–система предметной области и элементарная функция. Эти понятия находятся в определенной иерархической зависимости и отражают бизнес–логику реинжиниринга.

Формализованное (графическое, табличное, текстовое, символьное) описание бизнес–процессов, отражающее реально существующую или предполагаемую деятельность предприятия, представляет собой бизнес–модель. Создание бизнес–модели осуществляется с помощью различных инструментов и методов моделирования.

К настоящему моменту разработано множество инструментов моделирования. Все инструменты связаны с пошаговым исследованием происходящих процессов и их графическим отображением. Они используют языки описания, которые подразделяются на жестко и слабо типизированные. Для компьютерной поддержки процессов моделирования и разработки информационных системв настоящее время на российском рынке представлено достаточно большое количество инструментальных средств.Эти средства носят название CASE–систем (Computer Aided System Engineering).

В процессе моделирования бизнес–процессов возникает необходимость отображения различных вычислительных операций, или, иначе, алгоритмов получения экономических показателей. Изучение взаимосвязи этих показателей имеет значение для создания базы данных, в которой должны быть учтены методы, используемые для отображения взаимосвязи показателей и, при необходимости, ее оптимизации. Существует множество методов изучения и оптимизации взаимосвязи показателей. Для общей характеристики их можно разделить на методы неформализованного и формализованного моделирования.

Неформализованные модели отражают общую логику связи экономических показателей и представляют ее в виде схемы. Формализованные модели условно делятся на модели подготовки информации для принятия решения и модели принятия решения. Методы моделирования подготовки информации для принятия решения иначе называют методами отражения общей взаимосвязи показателей. Среди них выделяют инфологические, матричные, функциональные модели, граф–схемы. Обратите особое внимание на инфологические модели, отражающих логику решения задачи в виде взаимосвязанных алгоритмов. Дополнительно к методам моделирования подготовки информации для принятия решения используются методы моделирования для принятия решения. Процесс принятия решения, как правило, связан с выбором критерия оптимальности - величины какого-либо показателя для достижения конкретной цели.