Ориентации на профессиональную деятельность учащейся молодежи: определяющие факторы, страница 4

Под социально – демографическим фактором, определяющим профессиональные ориентации, следует понимать место жительства индивида. Неравенство возможностей в получении образования и выборе работы существовало всегда, но сегодня такое неравенство является критическим для большинства средних и малых городов России, а тем более сельской местности. Барьеры в получении образования, материальные проблемы определяют замкнутость таких региональных образований. Выбор при  получении образования ограничен или вообще отсутствует. Даже при наличии высшего образования приходится выбирать место работы в условиях жесткой конкуренции при недостаточном рынке вакансий. Как верно отмечает В.И. Чупров, сегодня неравенство возможностей жизненного самоопределения молодежи это не только неравенство между городом и селом, но и неравенство между крупными и небольшими и отдаленными городами [15, С. 105]. Раньше такое неравенство могло быть сглажено посредством миграции, но материальные затруднения не позволяют молодежи мигрировать в мегаполисы для реализации своего потенциала.  Выбор профессиональной деятельности отражает общую направленность региона, зависит от исторически сложившейся региональной специфики (например, одно градообразующие машиностроительное предприятие оказывает влияние на выбор профессий, связанных  с машиностроением). Т. о. ориентации на профессиональную деятельность во многом определяются социально – демографическими факторами, условиями и местом проживания молодежи.

Итак, ориентации молодежи на профессиональную деятельность определяются влиянием двух групп взаимозависимых факторов: объективных и субъективных.  Их изучение позволяет выявить основные недостатки в формировании современной профессиональной ориентации молодежи, проследить зависимость такой ориентации от различных групп факторов. Это, в свою очередь, позволит решить те проблемы, с которыми столкнулось современное общество: неравномерное распределение трудовых ресурсов, несформированность представлений молодежи о будущем трудовом пути, неэффективное функционирование органов профориентирования, будет способствовать повышению качества подготовки специалистов, остановит профессиональную миграцию. Кроме этого исследования такого рода предотвратят личные профессиональные неудачи и внутренние конфликты, нежелательные для любого человека, осуществляющего профессиональный выбор.

Литература:

1.  Аврамова Е.М., Шабунова А.А. Логинов Д.М. Студенты столицы и провинции: социальные ресурсы, ожидания. // Социс. – 2005 - № 9 – С. 98 – 103

2.  Дюркгейм Э. Социология образования. www.socio.msk.ru/ltb/html

3.  Зборовский Г.Е. Социология профессионального образования. Екатеринбург, Издательство Уральского государственного педагогического университета, 1994 – 188 с.

4.  Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., Академический проект, 2003 – 336 с.

5.  Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996 – 512 с.

6.   Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации в пути и сфере образования. М.: Эудиториал УРСС, 1999 – 344 с

7.  Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки. М.:Высшая школа, 1990 – 304 с.

8.  Малинаукас Р.К. Мотивация студентов различных периодов обучения. // Социс. – 2005 - № 2 – С. 134 – 138

9.  Меренков А.В. Рыночные ориентиры студенчества. //  Социс. – 1998 - № 12 – С. 97 – 101

10. Рогов Е.И.  Выбор профессии: становление профессионала. М., Владос-Пресс, 2003-336 с.

11. Руткевич М.Н. Социология образования и молодежи: Избранное (1965 - 2002). М.: Гардарики, 2002 – 541 с.

12. Титма М.Х. , Саар Э.А. Молодое поколение. М.: Мысль, 1986 – 255 с.

13. Целевая подготовка специалистов. Л.: Издательство ЛГУ, 1987 – 183 с.

14. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь: (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства). М.: Мысль, 1985 – 239 с.

15. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве. Социс. – 1998 - № 3 – С. 93 – 106

16. Ярмухаметов З.Г. Роль образования в преодолении региональной социально – экономической ассиметрии. // Социально – гуманитарные знания -  2002 - № 1 – С. 81 – 89