Ориентации на профессиональную деятельность учащейся молодежи: определяющие факторы, страница 3

 Существует точка зрения, согласно которой в профессиональном самоопределении решающая роль принадлежит личности, а не обществу. Однако общественные потребности и сегодня оказывают влияние на выбор профессионального пути. В частности можно выделить противоречие, оказывающее влияние на профессиональное самоопределение: это стремление общества рационально распределять трудовые ресурсы и стремление молодежи занимать наиболее выгодные социальные позиции. Впервые этот вывод был отражен в работе В.Н. Шубкина в средине 60 – х годов ХХ - го века. Профессиональные планы молодежи в трудах В.Н. Шубкина являются неким игровым полем, где существует противоречие между предлагаемыми вакансиями на рынке труда и потребностями молодежи в самореализации – что отражено в классической пирамиде профессий или пирамидах престижности и привлекательности профессий, с одной стороны и потребностью в кадрах, с другой. Т.к. эти пирамиды зеркально отражены, то само заявленное противоречие неразрешимо. Сегодня мы наблюдаем подобную картину, хотя самые популярные профессии иные, чем были во второй половине прошлого века. Действительно, не существует общества, полностью удовлетворяющего все профессиональные запросы молодежи, где «…каждый мечтает лишь о доступном и каждый получает то о чем мечтает. Этот вариант характерен для многих утопических концепций, но в реальной жизни он невозможен» [14, С.35].

При рассмотрении влияния групп, непосредственно окружающих индивида можно выделить стихийный и сознательный момент профессионального самоопределения молодежи. Под стихийными элементами подразумевается влияние семьи, сверстников, друзей, а под сознательным элементом воздействие органов образования, организаций, средств массовой информации [11, C. 133].

Влияние семейной традиции при выборе профессиональной деятельности  можно рассматривать в контексте воспитания, т.е. наследования социальной позиции и в контексте уровня материального благосостояния семьи. Социальное происхождение влияет на выбор профессии, и доказано что определенные слои достаточно замкнуты, т.е. способствуют выбору профессии, продолжающей семейную традицию, как например в слое интеллигенции [12, С. 100]. Но в современных условиях ориентации на профессиональную деятельность зависят от  материального благосостояния семьи. Оно определяет возможность получения желаемой специальности, качество профессиональной подготовки. Так, современное образование становится привилегией. Получение престижной специальности зависит от возможности семьи оплатить довузовсую подготовку, занятия с репетиторами и  просто обучение в хорошей школе. Выбор профессии материально необеспеченными слоями населения осуществляется по остаточному принципу по возможностям. В итоге выбор профессии больше зависит от выбора родителей, чем от способностей и желаний самих детей [6, C. 234].

Влияние друзей и сверстников на профессиональные ориентации может оказаться сильным, если личность не имеет твердой уверенности в своем выборе. Выбор профессии и места работы может быть осуществлен вместе с друзьями или под давлением мнения окружения. Ближайшее окружение может подсказать ту сферу деятельности, в которой личность наиболее полно себя реализует, но влияние общего мнения относительно престижности или непрестижности трудовой деятельности может быть и неверно.

Средства массовой информации являются неотъемлемой частью современного общества. Формируя сознание молодежи, она формирует и профессиональные ориентации. В идеале массовые коммуникации должны помогать индивиду в сложном выборе профессионального пути. Но часто они формируют только образ престижных профессий, воздействуя скорее негативно.

С педагогической точки зрения на профессиональные ориентации молодежи должны оказывать влияние органы воспитания, среди которых первое место отводится самим образовательным учреждениям. Некоторые исследователи отмечают, что проводить подготовку к выбору профессии возможно уже в раннем юношеском возрасте, и такая работа достаточно эффективна [13, С. 16]. Но на практике профориентация не всегда осуществляется даже среди выпускников, а последствия – неясное представление о сущности будущей работы у специалистов, выпускников вузов. Чтобы профессиональное ориентирование было эффективным, необходимо чтобы она функционировала в средней школе, а система высшего образования предоставляла возможности для включения в мир специальности уже на начальных курсах.