Методологические основы предмета «Теория систем и системный анализ». Инструментарий системного анализа. Моделирование в системном анализе. Критерии системного анализа. Неопределенность в системном анализе, страница 10

- по виду описания: словесные, математические. Словесные представляют собой описание исследуемого объекта и применяются при отсутствии достаточного объема количественной информации, но когда известна закономерность изменения состояния объекта. Математические модели характеризуются описанием исследуемого объекта и процесса с помощью математических выражений;

- в зависимости от вида исследуемого объекта делятся: модели функционирования технических устройств; модели развития производства; модели развития науки и техники; экономические модели; социальные, демографические, политические и другие модели;

- в зависимости от вида представлений взаимосвязи: числовые (таблицы); логические модели; графические (блок-схемы алгоритмов и программы счета на ЭВМ относятся к логическим моделям) и т.д.;

- в зависимости от вида математического описания: дифференциальными уравнениями (позволяют исследовать динамические процессы развития объекта и решать качественно новые задачи); алгебраическими и трансцендентными, которые позволяют оценить состояние системы при выбранных значениях параметров и изменение параметров без учета времени;

- в зависимости от наличия уровня неопределенности: модели детерминированных (неслучайных) процессов и стохастических (случайных) процессов;

- в зависимости от числа сторон принимающих решение: нормативные (для определения состояния объекта с точки зрения точки исследования); дескриптивные (для изучения и объяснения изучаемых фактов или прогноза поведения объектов);

- в зависимости от вида критерия эффективности и ограничений: линейные и нелинейные.

3.4 Требования к моделям

- точность представления процесса изменения исследуемой характеристики. При этом модель должна отражать наиболее важные, существенные характеристики. Не нужно стремиться к созданию всеохватывающей модели т.е. нужно строить модель под решаемую задачу, а не имитировать под реальную систему;

- разумное сочетание необходимой полноты с простотой пользования и расчетов. Упрощая модель необходимо избежать потери учета ряда существенных факторов;

- модель должна обладать модернизационными возможностями т.е. позволять производить в ней необходимые изменения при изменении условий решения задач;

- модель должна обеспечить большее быстродействие, чем исследуемый процесс;

- требование ограничения стоимости модели.

3.5 Порядок построения моделей

Первоначальная модель недостаточно точная и объективная, по мере исследования она уточняется. Модель должна быть целенаправленной, увязанной с предполагаемым конечным результатом и достаточно конформной (охватывать разнообразные альтернативы). Модель должна быть единой и включать функциональную, морфологическую и информационные подмодели.

Функциональная подмодель отражает важность системы; позволяет оценить ее место и отношение к другим системам и к внешней среде;

Морфологическая подмодель служит для представления структуры модели системы; распределения функций между элементами; классификации связей; описания динамики действия и направления поисков путей улучшения способов решения проблемы;

Информационная подмодель дает представление об организации системы, ее иерархической структуры, о взаимосвязях основных параметров системы.

4. Критерии системного анализа

4.1 Проблемы принятия решений

Одной из главных задач системного анализа является выбор наилучшей из альтернатив, т.е. наилучшего варианта развития системы или варианта решения проблемы, при котором исследователь ставится перед необходимостью принятия решения, предпочтительного с какой-либо точки зрения. При кажущейся простоте на первый взгляд эта задача является весьма трудноразрешимой на практике; наиболее сложными являются задачи, связанные с развитием науки, экономики, техники, производства, вследствие наличия большого объема информационных факторов, характеризующихся высокой динамичностью и сложностью отношений, особенно с учетом их будущего развития. Следует выделить трудности, обусловленные неправильностью, неточностью постановки проблемы в результате чего возникают сложные (мнимые) проблемы. До начала исследования требуется четко определить поставленную цель, ее важность, возможные последствия и результаты решения, т.е. выяснить, что необходимо делать, а затем решать, как это делать.