Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность

Страницы работы

Содержание работы

Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность
 Мусатова А. В. Функционально неполные семьи как фактор неблагополучного психологического развития ребенка.


А. В. Мусатова
(г. Пятигорск, Россия)

Функционально неполные семьи как фактор неблагополучного психологического развития ребенка

Семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. В работе школьного психолога семейное благополучие рассматривается как главный фактор развития учащихся. И, безусловно, особое внимание привлекают так называемые неблагополучные семьи. В числе неблагополучных семей сегодня особенно доминируют неполные семьи, в которых воспитание осуществляет один родитель. Но на наш взгляд в современном российском обществе, в частности на Северном Кавказе, выделилась особая категория семей – функционально неполные семью, в которых присутствуют оба родителя, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для воспитания своих детей, и родители фактически выключены из семейной группы. Основной причиной возникновения такой группы семей на сегодняшний день является челночный бизнес, торговля на рынках, частное предпринимательство.

Согласно данным диагностических исследований и на основе результатов наблюдения можно выстроить профиль личности детей, воспитывающихся в функционально неполных семьях. Эти дети испытывают дефицит внимания со стороны родителей. На вопрос «Что вы делаете дома с мамой?», они отвечают: «Ничего. С утра мама на работе, а вечером - спит». У детей, функционально неполных семей доминируют бытовые ценности, они ориентированы больше на выполнение семейно-бытовых функций, т.к. во время отсутствия родителей ведут хозяйство, воспитывают младших братьев и сестер. У них значительно снижена учебная мотивация. Отсутствует потребность в широте знаний, а поэтому и в высокой общей культуре, достигаемой посредством образования. Дети из этой группы семей не демонстрируют большого упорства при решении учебных задач.

Родители не осуществляют должного контроля за выполнением учебных заданий, за посещением ребенком школы. Сами дети редко научаются самостоятельной организации своей деятельности. Обладая более низким уровнем притязаний в вопросе социальной самореализации, они редко посещают секции, кружки, не участвуют в общешкольных мероприятиях, все время стремятся домой. Подобную направленность демонстрируют и сами родители: если у ребенка возникают сложности в школе, то им проще забрать ребенка и оставить его дома, нежели формировать у него полезные интересы и устранять причины, по которым он не усваивает учебную программу. При этом атмосфера в семье оценивается ребенком как благополучная, все члены семьи имеют свою сферу обязанностей и все вместе «трудятся» для финансового блага семьи.

Таким образом, являясь внешне благополучной, функционально неполная семья имеет свои специфические особенности, что не может не сказаться на развитии ребенка и формировании его личностных качеств, поэтому данный вопрос заслуживает особого внимания при психологическом сопровождении семейного воспитания.

Похожие материалы

Информация о работе