Проблема сознания в трудах Л.С.Выготского и идентичность личности

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

ТЕЗИСЫ НА КОНФЕРЕНЦИЮ ПОСВЯЩЕННУЮ ЧТЕНИЯМ Л.С. ВЫГОТСКОГО: Проблема сознания в трудах Л.С. Выготского и идентичность личности.

Аспирант РГГУ кафедра психологии личности Павлова О.Н. Научный руководитель проф. Кравцова Е.Е, доц. Драгунская Л.С.

Москва, 2000

  Сознание является не только одним из фундаментальных понятий в области психологических знаний. Сознание является важной неотъемлемой инстанцией личности. Надо отметить, что феномен сознания трудно поддается объективации. С этой точки зрения было бы интересно проследить развитие взглядов на сознание в классических психологических исследованиях, (в нашем докладе мы ограничимся работами Л.С.Выготского) и сопоставить концепцию Выготского с современным подходом в изучении сознания.

  Проблема сознания, и в частности его структуры, на заключительном этапе научной деятельности Л.С.Выготского, в 1931 – 1934 г. стала одной из центральных. Анализируя структуру сознания, он выделял два типа его строения: системное и смысловое. Под системным Л.С.Выготский понимал сложную совокупность отношений отдельных функций между собой, специфичную для каждой возрастной ступени. Смысловое строение сознания он рассматривал как характер обобщений, посредством которых совершается осмысление человеком мира. Появление системного и смыслового строения сознания Л.С.Выготский связывал с возникновением речи. Л.С.Выготский считал, что изучение сознания возможно лишь во взаимной связи и обусловленности системного и смыслового сознания. К 30 - ому году Л.С.Выготским впервые в отечественной психологии был выделен особый класс систем – психологических систем. Системность явилась одним из основных принципов Выготского в его исследованиях сознания. Л.С.Выготский подверг критике прежнюю психологию, в которой постулировалось неизменность и постоянство межфункциональных связей сознания. В результате своих исследований он пришел к выводу, что психическое развитие ребенка состоит не столько в развитии каждой отдельной функции, сколько в изменении связей и отношений между ними: “Сознание развивается как целое…, а не как сумма частичных изменений, происходящих в развитии каждой отдельной функции. Судьба каждой функциональной части в развитии сознания зависит от изменения целого, а не наоборот”. Рассматривая сознание как целостную систему, Л.С.Выготский выделял в ней в качестве элементов отдельные психические функции. Окружающей средой для этой системы выступала микросоциальная система отношений, имеющая историческую природу, внутри которой и происходило преобразование системы психических функций. Рассматривая данную среду Л.С.Выготский решающую роль отводил социокультурным факторам. Л.С.Выготским было разработано представление о самоуправлении и самодетерминации, эта психическая система рассматривалась им как активная. Но представления о сознании как о психологической системе были еще мало систематизированы и упорядочены, в связи, с чем не могла быть построена единая модель сознания как системы.

  Другая идея возникла в ходе изучения Л.С.Выготским в процессе работы над программой “инструментальной психологии”, в которой сознание формируется посредством инструментов, таких как слово и знак. Л.С.Выготский пришел к выводу, что операция употребления знаков лежит в основе развития высших психических функций. Система этих функций в свою очередь образует психический синтез, называемый сознанием. Таким образом, наряду с сознанием рассматривающимся как “историческое сознание человека”, предметным и социальным и возникающим с появлением речи и характеризующимся системным и смысловым строением с точки зрения Л.С.Выготского существует другое сознание, имеющее более расширенное значение. Это сознание рассматривается им как способ организации психической жизни, определенный синтез, совокупность связей и отношений между функциями, высшей ступенью развития которой является система. Так, например, Л.С.Выготский говорил о сознании новорожденного или сознании младенца.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Статьи
Размер файла:
48 Kb
Скачали:
0