Проблема сознания в трудах Л.С.Выготского и идентичность личности, страница 2

  Объединяя вышесказанное, такая концепция сознания как синтеза, как активной иерархической психической системы, сформированной в процессе социальных отношений под воздействием социо – культурных факторов близка к пониманию психоаналитического “Я”, отражающему особенности сознания и являющемуся психической подструктурой, организующей и направляющей деятельность и функционирование личности. В психоаналитической теории “Я” функционирует не только на сознательном уровне, корни “Я” уходят глубоко в бессознательное, подтверждение этих идей мы находим также и у Л.С.Выготского, рассматривающего сознание новорожденного, сознание как синтез. Рассматривая “Я” как функцию организовывающую и осуществляющую психическую деятельность на разных уровнях, мы выделяем для дальнейших исследований среди прочих элементов “Я” идентичность как то, что поможет нам выявить и описать основные существенные особенности “Я”. Идентичность личности понимается нами как “субъективное чувство непрерывной самотождественности”, “отличной от всех других”, определяющееся многими факторами, ведущими среди которых являются особенности данной культуры и возможности личности. С другой стороны для Э.Эриксона, ведущего исследователя идентичности, эго – идентичность, является результатом синтезирующей функции на одной из границ эго, а именно на границе с окружением. Эти идеи перекликаются с идеями Выготского о сознании как о синтезе, совокупности связей и отношений между функциями. Идентичность это также определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида и как они воспринимаются на основе опыта взаимодействия с окружающим миром. В процессе формирования идентичности наряду с созданием репрезентаций объектов и самого себя происходит создание репрезентаций взаимодействия, отношений и диалога между собой и объектами. Формирование идентичности в этом смысле идет через восприятие других людей. Способность к отражению во взаимодействиях является для человеческого существа основным условием формирования личностной идентичности. Процесс, в котором формируется идентичность – это динамический процесс одновременного отражения и наблюдения, проистекающий на всех уровнях психической деятельности и находящийся в постоянном изменении и развитии до конца жизни индивида. Можно говорить об эволюции идентичности как и об эволюции сознания от низших нарциссических форм до высших социокультурных. Стоит отметить в связи с этим идеи Л.С.Выготского относительно вертикального строения сознания. Здесь имеется ввиду представления о различных уровнях системы и о ее иерархическом строении. Л.С.Выготский отмечал в своих работах, что генетически более ранние отношения составляют иерархически низшие уровни.

  Если же говорить о развитии осознания собственного “Я”, то оно происходит в четыре этапа, каждый из которых проявляется в четырех последовательно проявляющихся осознаниях “Я” и каждое из которых соответствует определенной области межличностных отношений. На первом этапе формируется “острова бытового опыта” (Тайсон,1998). На втором, группы представлении о себе срастаются. На третьем этапе эти телесные представления о себе, причем относительно отдаленных объектов и грандиозные “Я” – образы постепенно интегрируются в связанное “Я”, которое на четвертой финальной фазе развития, упорядочивается и фокусируется на психической жизни. В начале жизни детское развитие ощущений тела, опыты восприятий себя и других и аффективные переживания, существуют по большей части в контексте диалога матери и ребенка. Эти аффективные взаимодействия между матерью и ребенком, обеспечивают фон, на котором ребенок начинает строить чувство собственного Я и восприятие другого, отличающегося от него самого. Таким образом, из основного ядра взаимодействия мать – дитя, ребенок выстраивает то, что является “ядром Я” и “ядро другого” по Штерну и “аффективное ядро” по Эмди. Этот двух сторонний процесс невербальной значимой коммуникации – аффективный диалог между матерью и младенцем, влияет на них обоих и образует в процессе этого влияния основу для объектных отношений ребенка. Если эта основа не была установлена или разрушилась, это приводит к аффективным расстойствам, а также к искажениям развития ряда психических структур. Таким образом мы можем говорить об особым образом измененной идентичности при тимопатических нарушениях. В некоторых случаях особо тяжелых депрессий мы даже можем отметить внезапную утрату чувства идентичности.