Дидактика (педагогические теории и системы): Программа лекционно-семинарского курса

Страницы работы

Содержание работы

ДИДАКТИКА

(ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И СИСТЕМЫ)

Программа лекционно-семинарского курса для студентов психолого-педагогического факультета КГУ (восьмой семестр)

1996-1997 учебный год

(Ведут курс Исак Давидович Фрумин и Ольга Анатольевна Осипенко)

"В сущности чудо, что современные методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность"

А. Эйнштейн

ЛЕКЦИЯ 1 - 6 марта

1.  Предмет дидактики.

2.  Обучение и образование.

СЕМИНАР 1.

1.  Обсуждение лекции.

2.  Анализ собственного учебного опыта студентов.

ЛЕКЦИЯ 2 - 13 марта

1.  Формальное, неформальное и информальное образование.

2.  Проблема учения. Золотые правила дидактики.

СЕМИНАР 2.

1.  Обсуждение лекции.

2.  Опыт неформального и информального образования.

ЛЕКЦИЯ 3 - 20 марта

1.  Учение-обучение как естественно-искусственный процесс.

2.  Основные схемы дидактики. Проблема единиц анализа.

СЕМИНАР 3.

1.  Обсуждение лекции.

2.  Проблема дисциплины и свободы в работе С.И. Гессена "Основы педагогики".

3.  Анализ собственного учебного опыта студентов: работа педагогов с детской спонтанностью.

ЛЕКЦИЯ 4 - 27 марта.

1.  Противоречие между стихией и культурой в учебном процессе.

2.  Противоречие между живой и мертвой культурой в учебном процессе. Конструктивизм и критическая теория обучения.

3.  Противоречие между коллективностью и индивидуальностью в учебном процессе.

4.  Индивидуализация и дифференциация в обучении

5.  Детоцентрированная педагогика.

СЕМИНАР 4.

1.  Обсуждение лекции.

2.  Педагогическая Провинция и проблема связи культуры и жизни в романе Г. Гессе "Игра в бисер"

3.  Концепция личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской.

ЛЕКЦИЯ 5 - 3 апреля

Теории учения и обучения

1.  Бихевиоризм

2.  Прогрессивная теория обучения. Джон Дьюи.

3.  Теории обучения, основанные на модели развития Пиаже.

4.  Осмысленное обучение по Брунеру.

5.  Обучение как поэтапное формирование умственных действий.

6.  Конструктивизм.

7.  Развивающее обучение по Эльконину - Давыдову.

8.  Эклектичность педагогики.

СЕМИНАР 5.

1.  Обсуждение лекции.

2.  Сравнение учебного опыта студентов на основе теорий учения.

3.  Теория активности и условий учения в работе П.Г. Щедровицкого "Активные формы обучения"

4.  Опыт учения в романе о Буратино.

ЛЕКЦИЯ 6 - 10 апреля.

1.  Система общей дидактики.

2.  Проблема постановки целей обучения,

3.  Противоречие рационализма и эмпиризма в дидактике. Преодоление этого противоречия в развивающем обучении.

4.  Единицы процесса обучения: цели и задачи.

5.  Формирование инновационных практик образования на основании новых целей.

СЕМИНАР 6.

1.  Обсуждение лекции.

2.  Система целей образования Б. Блума

3.  Проектирование школы по заданным целям.

ЛЕКЦИЯ 7 - 17 апреля.

1.  Принципы дидактики.

2.  Современные дискуссии о дидактических принципах.

3.  Инновационное обучение

4.  Современные модели школы: диалог культур, культурно-историческая школа, школа самоопределения.

СЕМИНАР 7.

1.  Обсуждение лекции.

2.  Принципы обучения по Л.В. Занкову

3.  Проектирование учебного процесса по заданным принципам.

ЛЕКЦИЯ 8 - 24апреля.

1. Современная культурно-историческая ситуация обучения. Кризис детства.

2. Возрастной подход в образовании.

3.  Дидактика дошкольного образования.

4.  Дидактика начальной школы.

5.  Проблема подростковой школы.

6.  Дидактические характеристики специализированного, гимназического, лицейского образования.

СЕМИНАР 8.

1.  Обсуждение лекции.

2.  Концепция "Школа взросления" в работе И.Д. Фрумина, Б.Д. Эльконина.

3.  Проектирование подростковой школы.

ЛЕКЦИЯ 9 - 8 мая

1.  Содержание образования и содержание обучения. Содержание как содержимое.

2.  Основная схема разворачивания содержания образования.

3.  Связь учебного материала, методов и оргформ обучения.

4.  Учебный и научный предмет. Типология учебных предметов.

5.  Отбор учебного материала.

6.  Проблема стандартов.

7.  Общее и специализированное обучение.

СЕМИНАР 9.

1.  Обсуждение лекции.

2.  И.Я. Лернер о содержании образования (Теоретические основы общего среднего образования. М., 1983).

3.  Культурологический подход к содержанию образования (В.А. Болотов, А.Ф. Малышевский).

4.  Анализ проектов стандартов.

ЛЕКЦИЯ 10 - 15 мая

1.  Скрытые реальности учебного процесса.

2.  Воспитывающее и развивающее обучение. Метапредметы.

3.  Формы упаковки учебного материала.

4.  Учебные планы и программы. Базисный учебный план.

5.  Учебные пособия.

СЕМИНАР 10.

1.  Обсуждение лекции.

2.  Анализ проектов "Школа диалога культур" и "Культурно-историческая школа"

3.  Защита учебных планов.

4.  Сравнительный анализ учебников.

ЛЕКЦИЯ 11 - 22 мая.

1.  Технологии и методы обучения.

2.  Классификация методов обучения в советской дидактике. Репродуктивная и развивающая ориентация в методах обучения.

3.  Программированное обучение.

4.  Проблема оценки и отметки.

СЕМИНАР 11.

1.  Обсуждение лекции.

2.  Методы обучения по В.В. Гузееву

3.  Дискуссии о подходах к оцениванию (Амонашвили, демократическая парадигма)

ЛЕКЦИЯ 12 – 29 мая.

1.  Практическая часть учебных программ. Современные технологические среды.

2.  Типы учебных занятий, формы организации обучения.

3.  Совравшие варианты проведения уроков. Способы планирования и анализа уроков.

4.  Метод проектов и организация самостоятельной работы школьников.

СЕМИНАР 12.

1.  Обсуждение лекции.

2.  Защита плана урока.

3.  Блочная и проектная формы организации обучения.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СЕМИНАРОВ

1.  Г. Гессе. Игра в бисер.

2.  С.И. Гессен. Основы педагогики. М., 1995.

3.  В.В. Гузеев. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996.

4.  И.И. Ильясов. Структура процесса учения. М.,1982.

5.  М.В. Кларин. Инновационные модели обучения в зарубежных поисках. М., 1994.

6.  Ч. Куписевич. Основы общей дидактики. М., 1986.

7.  Г.П. Щедровицкий. Методы педагогических исследований. В кн. "Педагогика и логика". М., 1993.

8.  Педагогический поиск. М., 1990.

9.  Теоретические основы общего среднего образования. М.,1983.

10.  П.Г. Щедровицкий. Лекции по философии образования. М.,1993.

ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ ГОСПОД СТУДЕНТОВ:

К каждому семинару необходимо в письменном виде приготовить вопрос по материалу предыдущей лекции.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Дидактика
Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
43 Kb
Скачали:
0