Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 56

Ситуация 16. Этот случай произошел на кафедре одного вуза, куда по распределению после окончания того же института была принята молодой специалист Лялина. Она быстро освоилась с должностью ассистента и почувствовала себя вполне уверенно, тем более что благодаря своему общительному характеру была знакома чуть ли не со всем институтом. Только с заведующим кафедрой Умновым установить хорошие отношения Лялина не смогла. Он явно не одобрял постоянные отлучки Лялиной, беско­нечные разговоры на посторонние темы, которые она затевала с сотрудниками кафедры, ее нерабочее настроение. Поняв, что хорошего отношения Умнова ей не добиться, Лялина резко изме­нила свое поведение. Если раньше она хорошо ли, плохо ли, но выполняла распоряжения заведующего кафедрой, то теперь огра­ничила объем своей работы тем минимумом, который был необ­ходим, чтобы продержаться на кафедре, проявив при этом недю­жинную изобретательность и неплохое знание трудового законо­дательства. Пользуясь привилегиями молодого специалиста, она отказывалась руководить практикой студентов, требовала пересмо­тра учебных планов. Ссылаясь на положение о высшей школе, которое позволяло ассистенту не читать лекций, отказалась от преподавания и вела только лабораторные и практические за­нятия.

Одним словом, Лялина откровенно провоцировала Умнова на конфликты, и он шел на них, считая ниже своего достоинства не принять вызов, тем более, что другого выхода из создавшегося положения и не видел.

Решительность и «смелость» Лялиной снискали ей популяр­ность среди молодых специалистов даже за пределами кафедры, не говоря уже о том, что другие ассистенты кафедры явно ориен­тировались на Лялину. Расстановка сил складывалась не в поль­зу заведующего кафедрой.

После некоторых размышлений Умнов резко изменил страте­гию поведения. На очередном заседании кафедры после требо­вания Лялиной снять с нее часть учебной нагрузки Умнов, к удив­лению всех сотрудников, не только не выразил возмущения, по охотно пошел ей навстречу, сказав лишь, что поскольку эти часы все равно нужно отработать, то он возьмет на себя часть нагруз­ки Лялиной, а оставшиеся часы придется распределить между остальными сотрудниками кафедры.

Когда в следующий раз одной из ассистенток кафедры при­шлось ехать вместо Лялиной в командировку, удивление сотрудников сменилось возмущением. Умнова обвиняли в слабохарактер­ности, чрезмерной терпимости, но, вместе с тем, недовольство высказывалось и в адрес Лялиной. Ассистентки, которые теперь читали за нее лекции и вели дополнительные практические заня­тия, сменили симпатию на явную недоброжелательность. Ляли­на растерялась, такого поворота событий она не ожидала. Все ее капризы и претензии тотчас же удовлетворялись. О ней стали говорить, что она пользуется мягкостью и терпимостью Умнова, чтобы добиться особого положения на кафедре.

Былые почитатели Лялиной отвернулись от нее. Она расте­ряла свою популярность и приобрела врагов. Поскольку Лялина привыкла быть в центре внимания и вызывать восхищение окружающих, атмосфера недоброжелательности, сложившаяся во­круг нее на кафедре, стала казаться невыносимой. Она начала вести себя заносчиво и грубо, чем еще больше восстановила про­тив себя коллектив.

Через некоторое время Лялина вынуждена была подать заяв­ление об увольнении. Умнов решил выдержать характер до кон­ца и стал уговаривать Лялину остаться, ссылаясь на то, что не имеет права уволить молодого специалиста до истечения трех­летнего срока работы. Тогда Лялина обратилась к декану и до­билась разрешения на увольнение. После ее ухода кафедра вздохнула с облегчением и между сотрудниками и заведующим восстановились прежние отношения.

Описанная ситуация демонстрирует два диаметрально противоположных способа поведения человека в конфлик­те: во-первых, рациональный (целенаправленный), пред­полагающий логический анализ позиций каждого из участников конфликта, определение цели и средств кон­фликтного взаимодействия, построение стратегии поведе­ния, и, во-вторых, эмоциональный, т. е. импульсный, направляемый сиюминутными требованиями ситуации и неосознанными побуждениями.