Задачи, источники информационного обеспечения и методика формирования, распределения и использования прибыли субъектами хозяйствования, страница 2

Анализ и оценка формирования,  распределения и использования конечного финансового результата субъектов хозяйствования проводится с целью изучения эффективности управленческой деятельности, определения правильности, рациональности и целесообразности формирования  прибыли организации и результативности ее использования. При выполнении поставленной цели проводят исследование целого комплекса показателей, которые зависят от целей и глубины исследования.

В связи с тем, что объект данного исследования представляет большой интерес не только для собственной самооценки, но и для  внешних пользователей, установлено единое методологическое и методическое начало, соответствующие как внутренней, так и внешней финансовой оценке.

Хозяйственные процессы в организации получают количественное и качественное отражение через экономические показатели. Оценка деятельности организаций не может быть достигнута с помощью одного показателя, а требуется применение системы показателей. Под системой показателей подразумевается такое упорядоченное их множество, в котором каждый показатель дает качественную и количественную характеристику определенной стороны хозяйственной деятельности организации, взаимосвязан с другими показателями, но не дублирует их, обладает свойствами сводимости и делимости [9, с.115].

Методика анализа формирования, распределения и использования прибыли организации до настоящего времени еще окончательно не сформировалась. Не разработана научно обоснованная система показателей изучения и оценки прибыли, построенная на основании определенного принципа. Отсутствует единый подход к исчислению факторов, влияющих на  конечный финансовый результат, отдельных коэффициентов, которые характеризуют финансово-хозяйственную деятельность организации. Система показателей оценки и анализа прибыли субъекта хозяйствования, должны комплексно исследовать процессы, связанные с ее формированием, распределением и использованием.

В результате анализа формирования, распределения и использования прибыли организации первоначально применяются такие специфические приемы как:

§  горизонтальный анализ – по средствам такого анализа изучается динамика показателей прибыли организации, то есть сопоставляются темпы изменения прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг), прибыли от операционных и внереализационных операций, прибыли отчетного периода, выявляются тенденции их изменения, сравниваются темпы изменения суммы выручки, себестоимости реализованных товаров и расходов по реализации товаров;

§  вертикальный анализ  – при помощи такого анализа оценивается состав, структуру показателей прибыли организации за отчетный период, выявляются пути и закономерности их формирования и распределения, то есть необходимо определить какая доля прибыли отчетного периода сформирована за счет прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг), прибыли от операционных доходов и расходов и прибыли от внереализационных доходов и расходов. На основании данных, полученных в результате проведения вертикального анализа,  делается вывод об изменении качественного состава прибыли отчетного периода. Качество прибыли считается высоким, если наибольший удельный вес прибыли отчетного периода занимает прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и наоборот.

При изучении формирования прибыли также необходимо оценить состав, структуру операционных доходов и расходов и внереализационных доходов и расходов, сделать выводы о тенденциях  и пропорциях изменения доходов и расходов, не связанных с реализацией продукции (товаров, работ, услуг).

Изучение влияния выше перечисленных факторов определяют при помощи метода прямого счета. При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным методом – от общего к частному. Он применяется с целью комплексного исследования внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов формирования, распределения и использования прибыли организации.

При рассмотрении методики анализа прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) после проведения горизонтального и вертикального анализа, устанавливаются причины ее изменения, непосредственно используя традиционную методику факторного анализа прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг), которая основана на применении следующей формулы [23, с 68]:

 ,                                                 (1.7)

где Пр – прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг); Увп – уровень валовой прибыли, определяемый, как отношение суммы валовой прибыли к выручке от реализации; В – сумма выручки от реализации; Ур – уровень расходов на реализацию, определяемый как отношение суммы расходов на реализацию к выручке от реализации.