Анализ экспортных и импортных операций предприятия

Страницы работы

18 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

3. АНАЛИЗ экспортных и импортных операций предприятия

3.1. Информационное обеспечение, основные подходы к анализу

экспортно-импортных операций

В современных условиях, когда предприятия получили право самостоятельного выхода на международный рынок, повышается роль и значимость анализа, который позволяет принимать оптимальные управленческие решения тактического и стратегического характера, он выявляет текущее состояние субъекта хозяйствования и перспективы его развития, а также позволяет выявить резервы повышения эффективности деятельности организации. При этом особое значение приобретает разработка методики анализа внешнеэкономической деятельности.

Основными источниками информации для анализа экспортно-импортных операций выступают:

1)  данные статистической отчетности;

2)  данные бухгалтерской отчетности;

3)  прочие источники информации, к которым относится первичная документация по внешнеторговым операциям, плановые данные, инструктивно-нормативный материал.

Учет экспортируемых товаров производится по ценам ФОБ (порт    страны-экспортера) или ДАФ (франко-граница страны-экспортера), т.е. в цену включается стоимость товара и расходы по доставке его до границы страны-экспортера. Учет импортируемых товаров ведется по ценам СИФ (стоимость, страховка и фрахт) или СИП (фрахт и страховка оплачены до …), т.е. в цену включается стоимость товара и расходы по транспортировке его до границы страны-импортера, а также расходы по страхованию.

Используя вышеперечисленные источники информационного обеспечения анализа, производят:

–анализ объема экспорта и импорта, в том числе по видам и формам товародвижения, странам, за текущий год и в динамике с целью выявления тенденций и закономерностей;

–анализ экспорта, импорта за текущий год помесячно и поквартально для определения ритмичности поставок и оптимальности их распределения в течение года;

–анализ экспорта, импорта по основным товарам, поставщикам, покупателям;

–исследование взаимосвязи динамики внешнеторгового оборота и объема продаж на внутреннем рынке;

–определение рентабельности отдельных внешнеторговых сделок и внешнеторговой деятельности организации в целом  [25, с.60].

Основным недостатком ныне действующей методики анализа внешнеэкономической деятельности является проведение только сравнительной оценки показателей. При этом сравнительный анализ позволяет только фиксировать изменения и наметившиеся тенденции внешнеэкономической сферы деятельности субъекта хозяйствования. С целью обнаружения причин сложившегося состояния внешнеэкономической деятельности, необходимо проведение факторного анализа основных показателей экономической эффективности, что, в свою очередь, позволит выявить резервы их оптимизации. Чем более детально исследуется влияние факторов на величину результативного показателя, тем точнее результаты анализа и оценка качества работы организации.

Анализ эффективности внешнеэкономической деятельности целесообразно проводить на основании системы, включающей в себя три блока показателей, характеризующих эффективность внешнеэкономической деятельности субъекта хозяйствования:

1)  показатели рентабельности, доходности внешнеэкономической деятельности организации;

2)  показатели деловой активности внешнеэкономической деятельности; 

3)  показатели валютной самоокупаемости.

В общем виде показатели доходности определяются как отношение величины экономического эффекта и величины ресурсов. Используя традиционные подходы к расчету показателей рентабельности (доходности) и учитывая особенности внешнеэкономической деятельности организации, необходимо выделить показатели доходности экспортных, импортных операций и общие показатели доходности внешнеэкономической деятельности  [26, с.3].

В первом блоке приведены показатели доходности внешнеэкономической

деятельности предприятия:

·  Показатель экономического эффекта от экспорта продукции, характеризует сумму превышения валютных поступлений от экспорта над затратами по экспорту и рассчитывается по формуле (3.1.1):

                                                        ,                                            (3.1.1)

где Ээ– Экономический эффект от экспорта;

        - выручка-нетто от реализации продукции на экспорт;

       - затраты на экспортные операции.

·  Рентабельность экспортных продаж, характеризует долю прибыли, полученной предприятием от экспорта продукции в выручке от экспорта, и рассчитывается по формуле (3.1.2):

                                                    ,                                               (3.1.2)    

где Rэ – рентабельность экспортных продаж;

     - прибыль от реализации продукции на экспорт;

Похожие материалы

Информация о работе