Рекультивация земель, загрязненных в результате ЧС с экологическими последствиями, страница 3

В работах по снятию и перемещению грунта используется тяжелая спецтехника: бульдозеры, скреперы, самосвалы, которая обычно должна работать в достаточно тяжелых условиях пересеченной, заболоченной местности, часто заросшей кустарником, зонах повышенной клещевой опасности. Это накладывает дополнительные требования к технике безопасности работ, квалификации персонала, ведении инструктажей, медицинскому контролю, профилактических прививках.

Биологическая рекультивация

Биологический этап выполняется после завершения технического этапа и заключается в подготовке почвы, внесении удобрений, подборе трав и травосмесей, уходе за посевами. Биологический этап направлен на закрепление поверхностного слоя почвы корневой системой растений, создание сомкнутого травостоя и предотвращение развития ветровой эрозии на нарушенных землях.

Высеваемые травы должны обладать способностью быстро создавать сомкнутый травостой и прочную дернину, устойчивую к смыву и выпасу скота, быстро отрастать после скашивания. Семена трав должны по посевным качествам быть не ниже 2-го класса. Перед высевом трав на кислых почвах предварительно проводятся мелиоративные мероприятия, в том числе известкование, а также внесение удобрений по установленным нормам. В этом направлении может быть успешно востребован большой опыт и потенциал железнодорожной отрасли, используемый при укреплении травами откосов путей и других объектов силами специализированных служб защитных лесонасаждений.

В случае нарушения древесно-кустарниковой растительности, что часто имеет место в оперативных действиях по ликвидации аварии, необходимо провести восстановление нарушенных лесонасаждений. Эстетическое состояние рекультивированной территории должно быть не хуже исходного уровня.

Мониторинг.

Важнейшим звеном в мероприятиях по рекультивации является мониторинг загрязненных земель. Ведение мониторинга позволяет установить масштаб загрязнения земель, как по площади, так и по глубине, составить карты загрязнения территории, а так же контролировать эффективность реабилитационных мероприятий.

Наиболее актуален мониторинг загрязненных нефтепродуктами земель, с которым ж/дорога сталкивается чаще других событий. Согласно методики «Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами», выделяется пять уровней загрязнения земель химическими веществами. В частности для нефти и нефтепродуктов определена следующая количественная характеристика уровней:

-  1-й уровень «допустимый» - ниже фонового значения,

-   2-й уровень «низкий» - от 1000 до 2000  мг/кг;

-  3-й уровень «средний» - от 2000 до 3000  мг/кг;

-  4-й уровень «высокий» - от 3000 до 5000  мг/кг;

-  5-й уровень «очень высокий» - более 5000  мг/кг

-  Поскольку ПДК нефтепродуктов для почвы не установлены, допустимым принимается уровень фонового значения, который, по опыту мониторинга в НСО, составляет несколько сотен мг/кг.

-  Отбор проб почвы должен проводится по правилам, установленным ГОСТ 17.4.4.02-84 «Охрана природы. Почвы. Методы отбора проб для химического анализа» (п. 3.3). Для нефтепродуктов принят метод «конверта» в котором проба отбирается в углах выделенного на местности квадрата стороной 1 м., а также и в его центре. В каждой точке отбор грунта, массой не более 200 г., производится послойно с глубины 0-5 см. и 5-20 см. Выборки из каждого слоя смешиваются, т.о. в одной условной точке формируются две пробы с разных слоев. Точка наносится на схему пробоотбора, которая должна охватывать весь визуально выделенный загрязненный участок. Вне загрязненного контура, на расстоянии не менее 100 м., отбирается фоновая проба. По окончанию пробоотбора составляется акт в присутствии представителя дороги и органа исполнительной власти, либо природоохранного органа. Анализ проб проводится аккредитованной лабораторией с последующей выдачей аналитических протоколов. В соответствие с нормами законодательства в сфере метрологии, аналитические данные лабораторий, не получивших аккредитацию, не учитываются надзорными органами и органами исполнительной власти, не могу выступать в качестве доказательной базы в судебном производстве. Более подробно особенности аналитического сопровождения мониторинга будут освещены в отдельной лекции.

-  После проведения рекультивации необходимо провести повторный мониторинг при меньшем количестве точек пробоотбора для подтверждения факта восстановления загрязненной территории.

-  Все материалы мониторинга представляются природоохранным органам и органам исполнительной власти для оценки эффективности проведенных мероприятий.

-  Вопросы урегулирования отношений со сторонними землепользователями, чьи интересы затронуты в результате аварии, являются отдельным разделом, относящимся к компетенции юридической службы дороги.