Рекультивация земель, загрязненных в результате ЧС с экологическими последствиями

Страницы работы

Содержание работы

Рекультивация земель, загрязненных в результате ЧС

с экологическими последствиями

(к.х.н., доцент В.Ю. Александров)

Введение.

В результате аварий с экологическими последствиями на железнодорожном транспорте во многих случаях происходит попадание опасных химических веществ на земли с их загрязнением. Опыт предыдущих аварий показывает, что самым распространенным загрязнителем являются нефтепродукты (нефть, бензин, дизтопливо, масла). Кроме того, ликвидация аварий часто сопровождается нарушением почвенного покрова при работе тяжелой техники, уничтожением кустарников и деревьев. Для восстановления состояния земель требуется комплекс мероприятий по рекультивации, а также восстановление растительности и эстетического состояния территории.

В соответствие с программой обучения в лекции будут раскрыты следующие основные вопросы:

1.  Понятие рекультивации земель.

2.  Правовые аспекты рекультивации.

3.  Порядок действий при ведении рекультивации.

4.  Техническая рекультивация.

5.  Биологическая рекультивация.

6.  Безопасность работ при рекультивации.

7.  Организация и ведение мониторинга при ведении рекультивации.

Понятие рекультивации земель.

Рекультивация нарушенных земель, в соответствие с ГОСТ 17.5.1.01-83 (Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения.), это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Рекультивации подлежат земли нарушенные при:

-  ликвидации последствий загрязнения земель, если условиями их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы (случай типичный при аварийном загрязнении);

-  складировании и захоронении промышленных, бытовых и др. отходов;

-  строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций;

-  прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.

Рекультивация подразделяется на техническую – снятие загрязненного слоя почвы, завоз свежего грунта, и биологическую – насаждение трав, кустарников и деревьев, противоэрозионные мероприятия.

Правовые аспекты рекультивации.

Для обеспечения деятельности и эксплуатации железнодорожного транспорта, согласно ст. 90 (ч. 2) Земельного Кодекса РФ (далее ЗК РФ), дороге представлены земельные участки для:

-  размещения ж/д путей;

-  размещения строений, зданий и сооружений необходимых для эксплуатации и содержания ж/д транспорта;

-  установления полос отвода и охранных зон ж/д дорог.

Дорога, как землепользователь на выделенных ей землях транспорта, в соответствие со ст. 13 (ч.1) ЗК РФ обязана проводить мероприятия по:

-  сохранению почв и их плодородия;

-  ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Причем, в соответствие со ст. 14 (ч.3) ЗК РФ лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель (в т.ч. из-за аварии) компенсируют затраты на дезактивацию земель подвергшихся загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использование по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае их перевода в земли запаса для консервации (последнее в случае выхода аварийных загрязнений за пределы отведенных земель транспорта).

Административная ответственность за порчу земель, а так же невыполнение обязанностей по приведению земель в пригодное состояние (т.е. проведение рекультивации) предусмотрена в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

В частности ст. 8.6 (ч. 2) определяет административную ответственность за порчу земель в результате нарушения правил обращения с опасными для окружающей среды веществами для юридических лиц в виде штрафа размером от 30 до 40 тыс.руб. В случае установления вины дороги в аварии природоохранные органы и органы прокуратуры вынесут соответствующее постановление.

Ст. 8.7 определяет административную ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения работ для юридических лиц в виде штрафа размером от 20 до 30 тыс.руб. В случае установления вины дороги в неведении или несвоевременности мер по рекультивации природоохранные органы и органы прокуратуры вынесут соответствующее постановление.

Если наряду с почвами загрязнены водные объекты и/или их водоохранные зоны, ст. 8.13 (ч.2) за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по их приведению в состояние, пригодное для пользования предусматривает административную ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от 20 до 30 тыс.руб.

Похожие материалы

Информация о работе