Магнитное поле и его свойства. Магнитная индукция. Сила Ампера. Работа при перемещении проводника в магнитном поле. Намагничивание веществ, страница 24

Один из путей размагнитить образец – нагреть его выше некоторой температуры, которая называется тонкой (температурой) Кюри (соответствующий закон открыл французский физик П. Кюри). С повышением температуры усиливаются тепловые колебания атомов кристаллической решетки ферромагнетика, и, в результате, координация магнитных полей электронов нарушается: домены исчезают. После остывания образца доменная структура возникает вновь, однако нарождающиеся домены уже не «помнят» о том, что образец был намагничен – их магнитные поля снова ориентированы хаотически. Это свойства ферромагнетиков используется, например, в криминалистике: стволы огнестрельного оружия при хранении постепенно намагничиваются в поле Земли, однако, если из оружия сделан выстрел, то горячие пороховые газы нагревают ствол выше точки Кюри, размагничивая его. Даже если такое ружье почистить и смазать, все равно в ближайшие после вызрела неделю - две оно еще не успеет вновь намагнититься, и можно точно установить – стреляли из него или нет.

Другой пример: если ферромагнитную ленту перемещать мимо устройства, создающего магнитное поле записывающей головки – соленоида, то в ней возникнут области остаточного намагничивания, способные сохраняться довольно долго. На этом принципе основана работа магнитофонов, которые не только позволяют «запомнить» интересующую нас информацию, но, и дают возможность, затем считать ее. При считывании регистрируется ЭДС индукции, возникающая при движении уже намагниченной ленты мимо катушки с проводником – воспроизводящей головки магнитофона.

Этот же принцип использован создателями систем магнитной записи информации на обод колесной пары вагона. При отправке вагона в путь на его колесо (сталь, как известно, является ферромагнетиком) можно записать информацию о станции назначения, характере груза и т.д., а когда вагон приблизится к сортировочному узлу или станции, эта информация будет автоматически считана расположенным на входе станции устройством и затем обработана на ЭВМ. Подобная система позволит резко облегчить труд сортировщиков вагонов и диспетчеров, поскольку до сих пор основную (и минимальную) информацию о вагоне дает лишь написанный на его борту номер, прочитать который может только человек.

При работе над повышением надежности системы магнитной записи конструкторам пришлось вспомнить и о точке Кюри. Выяснилось, в частности, что по пути следования вагона при торможении, ударах на стыках рельсов происходит местный разогрев бандажа колеса, и оно постепенно размагничивается. Чтобы записанная информация не терялась, в системе пришлось предусмотреть ее периодическую перезапись: как показали испытания, это необходимо делать в среднем через каждые 1000-1500 км пути.


Список использованных источников

1  Глазунов А.Т.  «Физика учебник для 11 классов школ и классов с углубленным изучением физики», Москва, «Просвещение» 2002

2  Демкович Б.П., Демкович П.П. «Сборник задач по физике для 8-10 классов», Москва, «Просвещение», 2003

3  Жданов Л.С. «Учебник по физике для средних специальных учебных заведений», изд-во «Альянс», Москва 2009

4  Кабардин О.Ф. «Физика учебник для 10 класса школ и классов с углубленном изучением физики», Москва, «Просвещение» 2001

5  Мянишев Г.Я., Буховцев Б.Б. «Физика 10 класс», Москва, «Просвещение» 2001

6  Перышкин А.В., Гутник Е.М. «Физика 9 класс», Дрофа, Москва 2002

7  Пинский А.А., Граковский Г.Ю. «Физика для студентов учреждений среднего профессионального образования», Москва, Форум-Инфра-М 2003

8  Под редакцией Гладковой Р.А. «Сборник задач и вопросов по физике для средних специальных учебных заведений», изд-во «Наука» 1975

9  Приложение к приказу Минобразования России от 30.06.99 № 56.

10  Рылеева А.П. «Сборник задач по физике для 9-11 классов средней школы», Москва, «Просвещение» 2000

11  Шахмаев Н.М., Шахмаев С.Н., Шодиев Д.Ж. «Физика 11», Москва, «Просвещение» ,2000

12  Шахмаев М., Шахмаев С.Н. «Физика 10», Москва, «Просвещение» 2000