Роль, задачи и содержание курса "Экономика производства". Основные понятия. Внутренняя среда организации. Основные внутренние переменные организации. Структура организации. Персонал в организации. Три аспекта человеческой переменной в организации, страница 2

Структура - это совокупность и логическое взаимоотношения уровней управления и подразделений, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Организационная структура управления – это совокупность взаимосвязанных органов управления и возглавляющих их должностных лиц, взятых в порядке их подчиненности.

Существует два аспекта структуры организации:

- разделение труда;                   - сфера контроля.

Подразделение (служба) представляет собой совокупность материальных средств и рабочей силы находящихся в распоряжении ответственного руководителя и необходимых для выполнения той или иной функции.

Сфера контроля – число лиц подчиненных одному руководителю; различают широкую и узкую сферу контроля. Если сфера контроля узкая, то имеет место высокая (многоуровневая) структура, если широкая, то плоская.

ВЫСОКАЯ СТРУКТУРА (более 1000 чел.)

ПЛОСКАЯ СТРУКТУРА (менее 1000 чел.)

 


Основные принципы организации структуры предприятия.

1. Разделение ответственности:

       - специализация руководителя

       - распределение обязанностей

2. Единоначалие

3. Ограничение числа подчиненных закрепленных за одним руководителем (от 4 до 20).

4. Четкое определение обязанностей

5. Непрерывность и гибкость

6. Соответствие организационной структуры управления целям и стратегии развития организации

7. Первичность функции и вторичность органа управления

Возможны три типа решения согласования принципов:

1 Линейная структура (подчиненный имеет только одного непосредственного руководителя).

2 Функциональная структура (каждый исполнитель поставлен под власть нескольких начальников).

3 Линейно - функциональная (штабная)

4. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР.

Возможны три типа решения согласования принципов:

1. Линейная структура

2. Функциональная структура

3. Линейно - функциональная

1. Линейная – это система, в которой в полной мере реализуется принцип единоначалия. Во главе каждого подразделения стоит руководитель, сосредоточивший в своих руках все функции управления и осуществляющий единоличное руководство всеми подчиненными работниками. Его решения, передающиеся по цепочке сверху вниз, обязательны для выполнения каждого нижестоящего звена. Этот тип организационной структуры применяется малыми и средними предприятиями, а также мал. Цехами, производственными участками, осуществляющими несложное производство.

Недостатками: ослабление горизонтальной координации м/у подразделениями одного уровня иерархии; удлиняются сроки для разрешения конфликтов.

2. Функциональная. Особенности этой структуры заключ. в том, что по отдельным функциям управления формируется спец. подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления. В Ф.структуре каждый исполнитель подставлен под прямую власть нескольких спец. руководителей, каждый из которых контролирует какой-нибудь один аспект работы. Обычно применяется  на крупных предприятиях.

СХЕМА ЛИНЕЙНОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

СХЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

3. Линейно-функциональная структура примеряет принципы единоначалия и специализации руководителей. Наряду с линейными руководителями (директор, начальник цеха, филиала) существуют руководители функциональных служб. Их основ. назначение – подготовка данных для линейных руководителей для принятия решения.

       Функциональные руководители играют роль советников при линейных руководителях. Их роль двойственна, поскольку они дают советы: - линейным руководителям; - своим нижестоящим уровням.

СХЕМА ЛИНЕНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

ПРИМЕР 1

ПРИМЕР 2

       Для небольших организаций можно использовать следующие схемы организационных отношений.