Информационная база финансового менеджмента, страница 3

Доходы и расходы, прибыли и убытки показывают затраты и результаты по отдельным хозяйственным операциям и в целом по организации.

Все элементы финансовой отчетности отражаются в формах бухгалтерской отчетности, основными из которых являются «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о прибылях и убытках».

Принципы учета:

Принцип двойной записи - запись каждой операции производится дважды в дебет одного счета бухгалтерского учета и в кредит другого.

Принцип экономической единицы – организация как хозяйственная единица обособляется от ее собственника и других хозяйственных единиц.

Принцип периодичности - отчетность формируется и представляется за определенные временные промежутки - периоды (месяц, квартал, год). В связи с этим возникает необходимость выбора, к какому периоду следует отнести те или иные доходы и расходы, что отражается на конечных финансовых результатах. При выборе следует руководствоваться принципами начисления и соответствия.

Принцип функционирующего предприятия - предприятие рассматривается как созданное на длительную перспективу, т.е. оно будет долго работать в соответствии с целями своего создания без реорганизации и ликвидации.

Принцип денежной оценки означает использование универсального денежного измерителя. При этом могут использоваться несколько видов стоимостной оценки:

 а) фактическая (историческая) стоимость - стоимость активов, уплаченная в момент их поступления на предприятие или в момент возникновения обязательств;

 б) текущая восстановительная стоимость – сумма, которая потребуется в настоящее время при приобретении соответствующих активов;

 в) текущая рыночная стоимость - сумма, которая может быть получена при продаже активов на данный момент;

 г) чистая стоимость реализации - равна текущей рыночной стоимости за вычетом расходов по реализации;

 д) дисконтированная стоимость - приведенная (осовремененная) стоимость будущих поступлений.

Принцип (метод) начислений означает, что доходы и расходы учитываются в том периоде в котором они возникают независимо от факта поступления или уплаты средств.

Принцип соответствия требует соответствия доходов и расходов, означает, что в данном отчетном периоде следует учитывать только те расходы, которые обусловили получение доходов этого периода.

Расходы (косвенные), которые нельзя непосредственно увязать с доходами в одном периоде, например, амортизация, по определенной схеме следует распределить между несколькими периодами.

Наряду с принципами включения информации в отчетность учет требует соблюдения определенных ограничений на информацию.


Ограничительные принципы:

Оптимальное соотношение затрат и выгод означает, что необходимо сопоставлять затраты на формирование отчетности с выгодой которую может приносить ее использование.

Принцип осторожности (консерватизма) заключается в том, что предприятия не должны допускать завышенной оценки активов и заниженной оценки обязательств. При этом предприятия исходят из того, что лучше преуменьшить стоимостную оценку активов, чем преувеличить, лучше предусмотреть более полно потенциальные убытки, чем потенциальные прибыли. Так, например, исходя из этого принципа, при оценке в активах дебиторской задолженности из нее следует вычитать резерв по сомнительным долгам. При уменьшении рыночной стоимости оборотных активов, приобретенных ранее по более высокой цене, следует отнести разницу на убытки текущего периода, тогда как при росте цен на какие-то виды оборотных активов лучше не вносить в документацию изменений до момента фактической реализации активов по возросшей цене.

Конфиденциальность означает, что включение в публичную отчетность не должно причинить вреда организации.

Рассмотрев первый вопрос, сделаем выводы:

Для обоснования решений и оценки решений, принятых ранее в финансовом менеджменте используется информация, важным источником которой служат данные финансовой отчетности.

Пригодность финансовой отчетности для целей финансового менеджмента обеспечивается соблюдением целого ряда требований к ее качеству.

2.Формы отчетности, используемые в финансовом менеджменте и основные методы анализа.

3. «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о прибылях и убытках» как источники информации для целей финансового менеджмента.