Опыт подготовки и реализации национальной программы борьбы с коррупцией в Украине, страница 4

Созданию специальных подразделений СБУ должна предшествовать разработка законодательной базы их деятельности, внесение изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины, установление порядка финансирования этих органов, их техническое обеспечение, а также установление правил отчетности их руководства перед Кабинетом Министров Украины, Верховной Радой Украины и т.п.

Кроме того, необходимо осуществить обстоятельный просмотр норм Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Украины в направлении внедрения, к сожалению, более известного за границей, института правового компромисса, собственно дополнительных оснований для освобождения от уголовной ответственности или смягчения ее относительно лиц, которые согласились на активную помощь следствию в делах о коррупции. Заслуживает внимания также законодательное внедрение других существенных (материальных, финансовых) стимулов для граждан, которые согласились оказать информационную и другую возможную помощь в расследовании дел о коррупции.

В общем, конкретные мероприятия, которые вытекают из национальной программы борьбы с коррупцией, должны характеризоваться политической откровенностью, общественной открытостью, нравственностью, четкой законодательной регламентацией, целеустремленным прагматизмом и здравым смыслом.

Углубление реформы судебной системы. В этом подразделе национальной программы борьбы с коррупцией должно предусматриваться создание и углубление организационно-политической отрешенности судов от иных государственных органов с одновременным дальнейшим подъемом роли суда как традиционного и главного средства публичной защиты гражданских прав и свобод.

На высшем судебном уровне предусматривается постепенная трансформация конституционного статуса суда, как одной из ветвей государственной власти, в направлении углубления его статуса как высшего публичного арбитра между государством и гражданским обществом в Украине. Предусматривается, что в обновленном виде судебная власть станет ограничителем административно-бюрократической экспансии государства, которое по своей политической позиции гаранта стабильности, порядка и защищенности всегда объективно противостоит гражданской свободе, свободной предпринимательской инициативе, правам и свободам человека.

На местном уровне суд также должен постепенно переходить от преобладающего выполнения функции органа государственного наказания за преступления и правонарушения к все более широкому осуществлению им функций публичной защиты гражданских прав и свобод, авторитетного подтверждения гражданских представлений о справедливости, гарантирования частной инициативы граждан от административного произвола. Из простой ветви госаппарата, которым он фактически является сегодня, реформированный суд должен стать инстанцией, в которой будут защищаться интересы свободной общественности, поддерживаться человеческая честь и достоинство, пресекаться любые властные злоупотребления.

Для действительного достижения этой цели судьи должны превратиться в профессиональную касту, которая не только пользуется исключительным общественным доверием и олицетворяет в себе высшие моральные добродетели, но в то же время является материально независимой от капризных обстоятельств жизни. Судьи должны получать действительно совсем другое, чем они имеют теперь, финансовое вознаграждение за свою деятельность. Между судьей и чиновником должна пролечь, очевидно, понятная организационная, финансовая и политическая дистанция. Только тогда станет возможным изъять суд с традиционного властного триумвирата украинской провинции. Не исключено, что процедура отбора конкретных лиц на должности судей при этом существенно усложнится, а моральные, политические и профессиональные требования относительно них обстоятельно возрастут. Но вряд ли здесь существует какая-то альтернатива.

При этом контроль над правосудием должна обеспечивать, прежде всего, сама судебная система. Если система обновленных судов будет создана, ее коллективный этнос, как показывает международный опыт, окажется во многом достаточной гарантией для самоочищения. Вместе с тем, полезной может стать и деятельность специальных подразделений СБУ по преодолению коррупции в судах. Фактически это есть один из противовесов исполнительной власти в системе разделения властей.