Опыт подготовки и реализации национальной программы борьбы с коррупцией в Украине, страница 3

Исходя из этих соображений, программа борьбы с коррупцией должна взять в качестве образца классическое правило либеральной демократии: государство, его аппарат, правительственные структуры должны делать для граждан только то, что люди поодиночке или объединясь в общественные ассоциации не могут сделать сами. Иначе говоря, в настоящее время стоит задача – уменьшить государственный патернализм, как можно большее количество проблем общественной динамики и общественного развития отнести к компетенции гражданского общества и его структурным подразделениям - общественным организациям, органам местного самоуправления, гражданам непосредственно.

Для существенного уменьшения проявлений коррупции на всех уровнях государственного управления необходимо разработать и внедрить диверсифицированную сеть общественного контроля над государственной деятельностью, сделав тем самым политическую и административную активность органов государственной власти и их должностных лиц открытой для общественности, а самих государственных руководителей – реально доступными для общения с гражданами и контроля со стороны их ассоциаций.

С этой целью необходимо разработать и принять комплексный (органический) закон «Об общественном контроле над государственной деятельностью», а также законы «Об организованной политической оппозиции» и «О статусе общественных правозащитных организаций». Речь идет, собственно, о создании правовой базы общественного контроля над государственной деятельностью общей компетенции.

В то же время, не менее важным заданием в этом плане остается создание специального законодательства о парламентском контроле над деятельностью Президента Украины, Премьер-министра Украины, Кабинета Министров Украины, силовых министерств и ведомств, отдельных высших должностных лиц, а также за работой Службы безопасности и Прокуратуры Украины.

Стратегическим направлением борьбы с коррупцией должно стать расширение общенациональной сети неправительственных общественных организаций: ассоциаций потребителей, независимых профсоюзов, организаций ветеранов, молодежи, женщин и других общественных организаций по интересам. Только создание широкой общественной инфраструктуры контроля над государственной деятельностью в Украине позволит сделать средства предотвращения коррупции адекватными масштабам ее угрозы.

Углубление конституционного разделения государственной власти. Специальные подразделения по борьбе с коррупцией. Национальная программа борьбы с коррупцией должна опираться также на углубление конституционного принципа разделения государственной власти. С этой целью необходимо разработать и принять законодательные акты о статусе специальных органов и институтов парламентского контроля над государственной деятельностью, нормативно закрепить формы, методы и процедуры их работы.

В частности, требует обновления действующее законодательство о комитетах Верховной Рады Украины как постоянно действующих подразделениях парламентского контроля над государственной деятельностью. В повестке дня государственных мероприятий стоит также создание и принятие закона о временных контрольных, ревизионных и следственных комиссиях Верховной Рады Украины, а также о контрольных комиссиях местных советов. В очереди неотложных политических заданий Украины стоит также принятие Закона Украины «О порядке смещения Президента Украины с поста в порядке импичмента», Закона Украины «О порядке обжалования решений и действий (бездеятельности) государственных органов и должностных лиц в Украине в международные органы судебной защиты прав и свобод человека» и т.п. На законодательном уровне необходимым является также внедрение детализированных механизмов юридической ответственности за политику и конкретную деятельность тех высших должностных лиц государства, которые по Конституции Украины избираются, назначаются или утверждаются Верховной Радой Украины.

Актуальным является также реорганизация специальных подразделений Службы безопасности Украины (СБУ) по борьбе с коррупцией. Речь идет, в первую очередь, о создании элитных подразделений этих служб, агенты которых имели бы полномочие вести следствие и вводить оперативно-разыскные мероприятия подобные тем, которые предусмотрены компетенцией специальных агентов ФБР в США. Со временем эти подразделения должны стать главным инструментом беспристрастного и объективного разоблачения фактов коррупции, как в высших эшелонах государственной власти Украины, так и на уровне регионального политического истеблишмента.