Проектирование автоматизированных систем: Методические указания, часть 1, страница 3

В разделе "Выбор первоочередных объектов автоматизации" приводится перечень структурных подразделений (отделов, служб и др.), которые целесообразно автоматизировать как можно раньше.

Выбор объектов автоматизации осуществляется на основе проведенного обследования, выбранного направления автоматизации и целесообразного объема автоматизируемых функций управления.

Выбор первоочередных объектов производится с учетом важности и приоритета задач, решаемых в различных подразделениях организации, необходимой оперативности и качества их решения, влияния решения отдельных задач на эффективность управления организацией и на улучшение деятельности организации в целом.

Выводы по разделу должны содержать обоснование выбора первоочередных объектов автоматизации, включающее перечисление задач, позволяющих улучшить деятельность организации и снизить трудоемкость управленческих работ. Обязательно должны быть указаны причины выбора задач, названных первоочередными.

В разделе Выводы указываются выявленные в ходе обследования основные недостатки организационной и функциональной структуры организации, порядка документооборота и др. Формулируются предложения по их устранению и общие рекомендации по совершенствованию деятельности организации. Приводятся предложения по повышению эффективности и качества управления (оперативности управления, качества планов и решений и др.).

В выводах обязательно должна быть обоснована целесообразность (нецелесообразность) создания автоматизированной системы управления рассматриваемой организации.

4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ № 2

На основании результатов, полученных в ходе обследования организации, производится разработка и анализ моделей ее деятельности. Модели текущего и целевого состояния деятельности организации позволяют выработать предложения по ее совершенствованию, наметить целевую программу развития организации и др. Обычно разрабатываются функциональные и информационные модели деятельности организации следующих двух видов:

модели "AS IS" ("как есть"), представляющие собой отражение положения дел в организации на момент обследования и позволяющие понять как функционирует данная организация с позиций системного анализа, выявить недостатки функционирования и сформулировать ряд предложений по улучшению деятельности организации;

модели "TO BE" ("как должно быть"), интегрирующие перспективные предложения руководства, сотрудников, экспертов и системных аналитиков по совершенствованию деятельности организации.

Для построения указанных моделей используются методы структурного анализа и проектирования.

Положительной чертой этих методов является возможность уменьшения сложности больших систем путем разбиения их на части ("черные ящики") и иерархической организации этих черных ящиков. При этом разбиение должно удовлетворять следующим требованиям:

каждый черный ящик должен реализовывать единственную функцию системы;

функция каждого черного ящика должна быть легко воспринимаема независимо от сложности ее реализации;

связь между черными ящиками должна вводиться только при наличии связи между соответствующими функциями системы;

связи между черными ящиками должны быть простыми, насколько это возможно, для обеспечения независимости между ними.

Для упрощения анализа сложной системы недостаточно разбиения ее на части, необходима организация этих частей определенным образом, например, в виде иерархических структур.

Обычно анализ деятельности организации начинается с ее общего обзора, затем детализируются отдельные процессы и строится иерархическая структура со все большим числом уровней.

Для методов структурного анализа характерно:

четкое графическое представление процессов и объектов;

разбиение на уровни абстракции с ограничением числа элементов на каждом из уровней;

ограниченный контекст, включающий лишь существенные на каждом уровне детали;