Организация газового рынка. Основные сегменты деятельности и участники газового рынка, страница 2

Второй сегмент / Транспорт, торговля и услуги («Midstream»).

Этот «промежуточный» сегмент представлен газотранспортны­ми, торговыми и крупными распределительными компаниями, которые в своей совокупности обслуживают агрегированное предложение со стороны производителей и агрегированный спрос со стороны потребителей. Для решения своих задач компании «промежуточного» сегмента осуществляют инвестиции в объекты специальной инфраструктуры (трубопроводы, газохранилища, компрессорные и газораспределительные станции и др.).

          До либерализации рынка конкуренция в рамках данного сегмента была довольно низкой – в каждой стране, как правило, действовала одна торговая марка. При этом для уменьшения риска, принятого национальными трейдерами, правительства во многих случаях предоставляли им определенные эксклюзивные права или обеспечивали монопольное положение путем подпи­сания специальных разделительных соглашений.

Третий сегмент / Маркетинг, распределение и сбыт («Downstream»).

Сегмент, «отвечающий» за доведение газа до конечных потре­бителей, представлен местными распределительными компа­ниями. Они осуществляют инвестиции в местные распредели­тельные сети, системы измерения и учета потребляемого газа, в различные средства защиты окружающей среды и безопасного ведения работ в сфере газопотребления. Распределительные компании занимаются выпиской счетов, сбором платежей и вы­полнением различных общественных обязательств.

Сегмент «upstream» в рамках газово­го рынка формирует его ресурсную базу, и обеспечивает фундамент деятельности компании. Непосредственно на конечный результат ориентирован сегмент «downstream» газового рынка, функциями ко­торого являются доведение товара до потребителя и предостав­ление всего спектра сервисных услуг, необходимых для эффек­тивного использования газа.

Сегмент «midstream» занимает центральное положение на газо­вом рынке, организуя и поддерживая связь между добывающим и распределительным сегментами. Помимо этого компании «midstream» занимаются продажами природного газа крупным потребителям и различными финансовыми операциями по страхованию рисков поставщиков и покупателей при осуществлении сделок по продаже газа.

Газовый рынок знал времена почти полной свободы, когда предприниматели действовали исключительно на свой страх и риск, а успех зависел от умения продавать. Степень государст­венного вмешательства в газовый бизнес была минимальной. В США первый государственный акт регулирования газовой промышленности был принят в 1938 году. Затем, по мере возрастания роли природного газа в экономике и по мере развития технических возможностей его транспортировки и утилизации, степень госу­дарственного вмешательства усиливалась, достигнув своего апо­гея к началу 80-х годов. Это был период господства добывающих частных компаний сегмента «upstream», а организаторские функции и контроль над сферой распределения почти полностью принадлежали государству. В европейских странах на рынке продаж природного газа конечным потребителям вообще работали исключительно государственные компании.

Со временем тотальное вмешательство государства, подавляв­шее конкуренцию, не только стало тормозом на пути развития га­зового бизнеса, но и утратило свою эффективность в решении на­циональных и глобальных проблем энергоснабжения. Решить проблемы растущего энергопотребления и удешевления источни­ков энергии можно было лишь за счет усиления конкуренции. Именно поэтому в первой половине 80-х годов в индустриально развитых странах мира началась волна реструктурирования и ли­берализации газовой промышленности, которая резко расширила простор для деятельности частных компаний в «midstream» и «downstream» сегментах рынка. С точки зрения организации ры­ночных взаимодействий и взаимного удовлетворения интересов производителей и покупателей газа сегмент «midstream» стал иг­рать едва ли не ключевую роль. Это послужило основой для быстрого роста компаний, работающих в «midstream» сегменте, и их выдвижение в число ведущих нефтегазовых компаний мира.

Помимо сегментарного анализа структуры газового рынка, представляет интерес анализ состава его участников, которых условно можно разбить на семь неравных по численности групп.