Организация газового рынка. Основные сегменты деятельности и участники газового рынка

Страницы работы

Содержание работы

Организация газового рынка:

Организационная структура, предполагающая функционирование газовой промышленности на базе совершенных рыночных отношений, является основополагающем элементом, на котором покоится будущее этой отрасли. Если задаться вопросом, как организовать газовую промышленность, и допустить, что эффективность наилучшим образом будет достигнута за счет рыночных сил, а необходимые усилия по регулированию и надзору за функционированием отрасли могут быть приложены в любой момент, важно учесть следующие моменты:

o  Историю зрелого газового рынка и опыт, полученный на длинном и тернистом пути реформирования регулирующих органов в газовой промышленности.

o  Фундаментальные ограничения присущие этой отрасли, в частности, капиталоемкость.

Ниже приведено несколько важных моментов для размышления:

·  В отношении основ газовой цепочки ясно одно: перед тем как внедрять конкуренцию, необходимо четко разграничить различные функции на всем протяжении газовой цепочки.

·  Один элемент газовой цепочки совершенно точно должен быть обособлен с самого начал функционирования газовой промышленности, как конкурентного рынка: это добывающая подотрасль. Этот вопрос о структуре гипотетической газовой компании, которая будет прокладывать трубопроводы и развивать газовый рынок, и сейчас остается нерешенным.

·  Основать с самого начала газовую компанию с дочерними предприятиями, раздельно выполняющими транспортные и  маркетинговые функции, и противопоставить ее зрелому рынку было бы очень сложно. Трудно представить себе на начальном этапе полностью конкурентный рынок в то время, как необходимо предоставлять гарантии для финансирования трубопроводной транспортной системы.

·  Однако если поставить в качестве основной цель гарантировать эффективность посредством конкуренции, можно было бы, не забывая об опыте зрелого рынка, структурировать отрасль с самого начала так, чтобы иметь возможность приготовиться для проявления особенностей, связанных с конкуренции, которые будут сопутствовать развитию нового рынка.

·  Особенно важно то, что выбранная структура должна быть сопряжена с четко сформулированными замыслами, она должна направить отрасль в нужное русло и установить на начальном этапе стимулы для эффективного развития.

Подобная структура может включать следующие элементы:

ü  «Газовую компанию». В качестве материнской компании основывается акционерное общество (с участием или без участия правительства),  у которого есть две дочерние компании, а именно компания, занимающаяся маркетингом, и компания, отвечающая за транспортировку. Головная компания аккумулировала бы средства для финансирования газовой инфраструктуры и выплаты займов.

ü  Маркетинг. Дочерняя компания, занимающаяся маркетингом, покупает газ у добывающих компаний на месторождении и перепродает его крупным покупателям.

ü  Транспорт. Дочерняя компания, отвечающая за транспортировку, перекачивает газ и получает за это от маркетинговой компании плату в качестве тарифа. Это является внутренним перемещением средств между двумя дочерними предприятиями. Схема расчета тарифа за перекачку обязательно должна быть прозрачной, как с точки зрения действительно выплачиваемой суммы, так и с позиции используемой методологии. Регулирующий орган, занимающийся газом, будет вовлечен в разработку этой методологии, и должен гарантировать, что тариф взимается обосновано. Тариф будет равняться достаточной сумме, чтобы покрыть затраты плюс обеспечить согласованный доход. К компании по транспортировке газа не будут предъявляться требования о предоставление подобных услуг сторонним организациям до установленной даты (по крайней мере, пока не будут выплачены займы), когда ситуация на рынке будет детально проанализирована, а подход к доступу третьих лиц пересмотрен.

ü  Распределение. Компания-дистрибьютор будет получать лицензию для удовлетворения нужд небольших покупателей газа.

1.3. Основные сегменты деятельности и участники газового рынка

Либерализация газового рынка ведет ко все большему его разнообразию, присутствию различных по размеру, форме и видам деятельности ком­паний. Причина заключается в том, что либерализация сопровождается усилением конкуренции на рынке, ужесточением экономических условий ведения бизнеса. А это, в свою очередь, неизбежно ведет к специализа­ции компаний и к расширению применения принципов портфельного управления активами.

Одним из структурных следствий либерализации является более глубокая сегментация рынка, причем деятельность газовых компаний внутри каждого из трех его сегментов приобретает все более самостоятельное значение.

Первый сегмент / Разведка и добыча газа («Upstream»).

Разведка ресурсов и добыча природного газа, в котором доминируют так называемые компании-производители. Производители инвестируют миллиарды долларов в добычу природного газа и развитие производственной инфраструктуры; принимают на себя геологический риск и значительную часть ценового рис­ка. Уровень конкуренции между производителями варьируется от рынка к рынку, являясь, как правило, достаточно высоким при получении доступа к перспективным площадям, а также при до­ведении новых открытых площадей до рынка.

Похожие материалы

Информация о работе