О проблемах и перспективах создания единого рынка газа в странах Евросоюза, страница 4

Вместе с тем следует отметить, что данная тактика не снимает проблему ограниченности внешних источников газопоставок в ЕС, а только позволяет перераспределять потоки газа внутри Евросоюза. В этой связи важным позитивным событием для всего процесса либерализации газовой промышленности в ЕС стало упразднение системы централизованного экспорта норвежского газа. Несмотря на то, что Норвегия не входит  в ЕС и формально не должна выполнять условия Газовой директивы, ее членство в Европейской Ассоциации Свободной Торговли (ЕАСТ) частично ограничивает эту независимость. В рамках либерализации газового сектора Норвегии, газопроизводители этой страны взяли на себя обязательства о продаже газа каждый от своего лица, а не через единый экспортный комитет, как раньше.

Еще одним фактором успешного развития конкуренции является прозрачность информации о степени загруженности газотранспортной системы и в ней наличии свободных мощностей. Члены Ассоциации операторов газотранспортных сетей (Association of Gas Transmission System Operators) достигли соглашения публиковать на добровольной основе подробную информацию об имеющихся транспортных мощностях в пограничных пунктах. Однако это решение пока еще не выполняется в полной мере и с необходимой периодичностью. Повышению прозрачности информации в данной сфере будет способствовать развитие газоторговых площадок (прообразов газовых бирж) в пунктах пересечения различных газотранспортных потоков. Подобно NBP (National Balancing Point) в Великобритании, такие торговые узлы существуют сегодня только в Зеебругге (Бельгия) и в Бунде (на немецко-голландской границе). Однако по сравнению с NBP они пока имеют очень ограниченную ликвидность (особенно это относится к Бунде).

Подводя итог, следует сказать, что в согласно опубликованному Комиссией ЕС контрольному отчету за последний год развитие либерализации газовой отрасли Западной Европы носит ограниченный и неравномерный характер. Позитивные изменения наблюдались в таких странах как Италия, Испания и Нидерланды, которые предприняли дополнительные меры для открытия своих рынков. Стоимость газа для крупных потребителей существенно сократилась, однако частично это было результатом снижения цен на нефть. Кроме того, снижение цен для крупных потребителей зачастую компенсировалось более высокими ценами для мелких предприятий и населения. Это относится в первую очередь к таким странам как Франция, Испания и Швеция. С другой стороны, в Германии, где газовая конкуренция развивается медленнее, чем в среднем в ЕС, цены остаются высокими или даже растут для всех групп потребителей. В целом, перспективы развития конкуренции в газовой отрасли существенно хуже, чем для электроэнергии.

Сложившаяся ситуация, как представляется, стала поводом для принятия на ближайшей сессии Совета Европы изменений к Газовой и Энергетической директивам с целью ускорения процесса либерализации и интеграции национальных рынков в единый газоэнергетический рынок ЕС. Принципиальная договоренность об этом была достигнута на состоявшемся 25 ноября с.г. в Брюсселе совещании Совета министров стран ЕС. Новая редакция Газовой директивы, подготовленная Комиссией ЕС еще весной 2001 г. и неоднократно дорабатывавшаяся вплоть до середины 2002 г., является компромиссным вариантом. Она призвана решить – в той или иной степени – все перечисленные выше проблемы, связанные дальнейшим развитием конкуренции в газовой отрасли стран ЕС, учитывая при этом интересы всех участников газовой отрасли.

В частности, предполагается открыть рынок для всех потребителей, кроме населения, до середины 2004 г., а для населения – до середины 2007 г. Кроме того, уточняются процедуры функционального разделения компаний-операторов магистральных и распределительных сетей,  режимы соблюдения обязательств по коммунальным услугам, условия доступа независимых организаций к газохранилищам,  функции и принципы работы регулирующих органов и др.