О проблемах и перспективах создания единого рынка газа в странах Евросоюза, страница 3

** Рассчитано путем деления чистого импорта/экспорта на соответствующие мощности по импорту/экспорту (кроме Австрии и Бельгии, где через газотранспортную систему основная часть газа проходит транзитом).

Источник: Отчет The Brattle Group для Комиссии ЕС, 2002 г.

В настоящее время определенные трудности для входа на рынок новых игроков создают существующие процедуры резервирования свободных мощностей. В большинстве стран ЕС мощности резервируются «от точки до точки», т.е. на определенном отрезке газотранспортной сети. При этом условия часто оказываются негибкими: мощности необходимо бронировать не менее, чем на год, а при меньших сроках увеличивается размер платежа. Подобная система действует сегодня во Франции, Германии и Дании. На вышеупомянутом Мадридском форуме компаниям-операторам было рекомендовано осуществлять резервирование мощностей «на краткосрочной основе и по требованию», т.е. соответственно спросу на данные услуги, а также без привязки к конкретному маршруту или отрезку трубопроводной системы, а только с учетом конкретных пунктов входа и выхода газа из транспортной системы. В этой связи в Нидерландах и Бельгии с недавнего времени появилась возможность резервировать мощности раз в месяц без каких-либо дополнительных платежей.

Кроме того, дополнительные барьеры для входа на рынок возникают из-за отсутствия механизма перераспределения мощностей в случаях, если они были зарезервированы, но затем не были использованы. Это позволяет транспортным монополистам сохранять в своем распоряжении свободные мощности в ущерб новым игрокам. Поэтому в настоящее время в договоры транспортировки иногда включаются дополнительные условия «пользуйся или теряй» («use it or lose it»), что позволяет избегать «простоев» газопроводов по вине компании-поставщика. Подобные оговорки применяются теперь в Нидерландах, Бельгии и Австрии, а также частично в Германии (компанией-оператором Thyssengas).

Следует также обратить внимание на проблему использования подземных газохранилищ в условиях становления конкуренции на газовом рынке. Как было сказано, поставщики часто вынуждены заключать договор транспортировки на постоянные объемы в течение года. Однако спрос на газ со стороны конечных потребителей, как правило, изменяется в зависимости от сезона и других факторов, причем разница между пиковым спросом и средним часто оказывается существенной. В этой связи новым игрокам на рынке необходимо получать доступ к газохранилищам. Однако ряд государств ЕС устанавливают различные ограничения на этот вид услуг. В других странах завышаются тарифы на их использование.

Политика сетевых операторов в отношении балансирования газотранспортных систем (выравнивания с определенной периодичностью объемов, входящих в систему, с объемами, выходящими из нее) через более короткие промежутки времени также является важным элементом эффективного управления газотранспортными мощностями. В частности, требования к независимым организациям о балансировании через каждый час создают существенные барьеры для входа новых игроков на рынок.

В целом следует отметить, что в сфере предоставления независимым организациям доступа к газотранспорту у компаний-операторов пока еще остается значительный простор для установления режимов работы, которые так или иначе оказываются более выгодны аффилированным с ними структурам, нежели сторонним организациям.

Характерной особенностью национальных газовых рынков в Европе является сосредоточенность большей части предложения газа (его добычи и импорта) в руках у нескольких компаний, имеющих доминирующее положение на рынке. Часто это одна единственная компания-монополист. Такое положение дел, естественно, не может способствовать вхождению на рынок новых игроков. Поэтому некоторые страны (в частности, Великобритания, Испания и Италия) начали реализацию программ перепродажи газа («gas release programmes»), которые подразумевают, что ведущая национальная газовая компания обязуется реализовать на специальном аукционе определенную часть закупаемого ей газа компаниям-конкурентам на внутреннем. Частично подобная программа действует также и в Германии (как условие объединения активов энергетического гиганта E.On и газовой компании Ruhrgas).