Россия и Норвегия. Продолжение сотрудничества. Хороший купец знает цену своему товару

Страницы работы

Содержание работы

Россия и Норвегия

Продолжение сотрудничества

С 1999 года Норвегия постоянно координирует свою нефтяную стратегию с ОПЕК, хотя формально она не входит в эту организацию. До настоящего времени сотрудничество с ОПЕК было эпизодическим, хотя первые контакты с картелем страна установила еще после кризиса 1986 года.

Стратегия посредничества между ОПЕК и другими независимыми экспортерами была избрана Норвегией под влиянием падения цен на нефть в 1998 году. Занимая второе место в мире по экспорту нефти, страна первой из независимых производителей поддержала позицию ОПЕК при снижении объемов промышленной добычи в 1999 году, стремясь обеспечить рост цен на мировом рынке. Новая роль требовала некоторых уступок ОПЕК, и поэтому часть инвестиционных проектов была отсрочена, что привело к стабилизации до­бычи и экспорта. В 2000 году ситуацией воспользовалась Россия, нарастившая объемы экспорта и оттеснившая Норвегию на третье место в мире по этому показателю.

Тем не менее, такая посредническая функция Норвегии в силу ее эффективности способствовала усилению политического и экономического влияния стра­ны. Так, в конце февраля 2002 года, то есть накануне приезда в Москву делегации ОПЕК для проведения трудных переговоров с российским правительством по поводу сокращения российского экспор­та, Норвегия в ходе двусторонних переговоров с Саудовской Аравией подтвердила свои осенние обязательства сократить добычу на 150 тыс. баррелей в день. Ее примеру последовала Мексика, и, таким образом, Россия могла бы остаться в фактической изоляции с очевидной перспективой односторонней «ценовой» войны с ОПЕК.

Хороший купец знает цену своему товару

Какие же причины лежат в основе позиции, занятой Норвегией на мировом нефтяном рынке? Во-первых, это уникальная одновременная принадлежность Норвегии и к числу промышленно развитых стран, и к лагерю стран-экспортеров нефти. Хотя страна не входит в ЕС, чему также способствовало стремление сохранить независимую нефтегазовую политику, этот козырь разыгрывался противниками вступления в ЕС перед референдумом в 2000 году, Норвегия является частью западноевропейского экономического пространства. Именно этот фактор и не позволяет стране вступить в ОПЕК, но дает существенные преимущества в диалоге потребителей и производителей.

Вторая причина кроется в том, что Норвегия является страной, заинтересованной не в экспансии с целью расширения своей доли на рынке, а в стабильных (желательно высоких) ценах на нефть. Неслучайно на встрече двух министров было выражено обоюдное удовлетворение состоянием нефтяного рынка и уровнем цен на «черное золото» в $27, сложившимся в первой декаде апреля.

При всем экономическом благополучии Норвегии (ВВП страны на душу населения в 2001 году составлял $35527 — самый высокий показатель среди стран Европы) высокие цены на нефть для нее являются столь же важными, как и для России. Это связано с ограниченностью нефтяных запасов Норвегии. Лишь в рамках бедной ресурсами Западной Европы страна является безусловным лидером по запасам нефти, тогда как в мировом масштабе нефтяные и газовые запасы Нор­вегии являются небольшими (1 % и 0,8% соответственно). Россия намного опережает Норвегию по этим показателям.

Правда, у Норвегии есть значительный потенциал для обнаружения нефти на шельфе Атлантического и Северного Ледовитого океана, что подтверждается февральскими открытиями на участках компаний Statoil и  Shell, но разработка новых месторождений в океане будет стоить очень дорого. Отсюда стремление Норвегии экспортировать свою нефть по максимально высоким ценам, что совпадает с аналогичным желанием стран ОПЕК. Россия же заинтересована не только в высоких ценах на нефть, но и в расширении своей доли на мировом рынке, на чем настаивает руководство ряда отечественных нефтяных компаний.

С квотами повременим

Что же привело норвежского министра в Москву? Конечно, прежде всего, желание выяснить экспортные планы России на вторую половину 2002 года. Следует сказать, что тот ответ, которого тщетно ждала делегация ОПЕК в марте, прозвучал именно на этой встрече. Обе стороны подтвердили, что их страны будут соблюдать взятые на себя обязательства по экспорту перед ОПЕК, но оставляют за собой право пересмотреть их в том случае, если напряженность на Ближнем Востоке приведет к изменению конъюнктуры мирового рынка нефти.

Министры заявили о возможности отказа от экспортных квот во второй половине текущего года, хотя г-н Стеенснес с привычной осторожностью высказался о преждевременности их пересмотра в данный момент. Г-н Юсуфов заявил, что «решения будут приняты с учетом ситуации на мировом нефтяном рынке». Еще до этого вице-премьер В.Христенко сообщил, что правительство России приступит к рассмотрению вопроса о квотах на экспорт нефти не ранее середины мая.

Помимо декларирования общей позиции в отношении мирового нефтяного рынка Россия и Норвегия подписали соглашение об усилении сотрудничества в нефтяной промышленности и о защите окружающей среды.

Россияне в Норвегии?

Еще одной темой на переговорах была возможность расширения деятельности норвежских компаний в России и участия наших фирм в разработке континентального шельфа Норвегии.

«Норвегия предложила нам участвовать в нефтяных проектах», — сообщил российский министр, однако отказался назвать конкретные проекты, к которым могли бы быть привлечены российские компаний. Вполне возможно, что реальных планов такого участия еще просто не существует, и встреча двух министров стала лишь толчком к обсуждению механизмов такого сотрудничества. По крайней мере, в очередном 17-ом раунде по выдаче лицензии на геологоразведку континентального шельфа Норвегии, который завершился в феврале 2002 года, россий­ские компаний, как обычно, не участвовали.

Похожие материалы

Информация о работе