Изучение имиджа представителей органов муниципального управления и определение путей формирования благоприятного имидж чиновников, страница 2

Кроме того, нами проводилось анкетирование населения – граждан, которые лично обращались в общественную приемную с заявлениями. Применялась анкета «Власть глазами народа», цель которой – выяснить отношение граждан к представителям органов власти и определить характеристики, сложившиеся у населения.

Всего в опросе приняли участие 63 чел. в возрасте от 34 до 62 лет, мужчин – 38%, женщин 62%.

Сопоставление полученных различными методами данных позволило сделать выводы об основных характеристиках имиджа представителей органов муниципального управления.

Наблюдение за работой служащих в общественной приемной позволило выявить следующие визуально воспринимаемые характеристики имиджа:  их внешний вид соответствует  профессиональному положению. Служебная обстановка накладывает определенные требования и формирует определенное отношение.

Результаты анкетирования служащих показали, что 98% респондентов убеждены в важности имиджа. И лишь 2% не думали об этом.  У большинства  опрошенных возникает желание обратиться к специалисту, чтобы скорректировать свой имидж.

Результаты психологического тестирования показали, что большинство служащих (65%) в профессиональной деятельности имеют ориентацию на дело, стремятся к выполнению работы как можно лучше. И только 25% ориентированы на отношения, то есть стремятся прежде всего поддерживать хорошие отношения с коллегами и руководством, для них характерна потребность в привязанности и эмоционально теплых отношениях на работе. Незначительная часть работников (10%) в профессиональной деятельности ориентирована на себя, они могут проявлять агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству.

Лидерские качества проявляет незначительная часть опрошенных (10%), что в принципе согласуется с их должностным статусом. Часть работников (14%) проявляют ориентацию на служение, то есть их основными ценностями в работе являются «помощь людям»

В поведении в конфликтных ситуациях большая часть служащих (60%) выбирают стратегию избегания, ухода от конфликта или приспособления. Для трети служащих (35%) свойственно достигать компромисса. Такие стратегии как сотрудничество и соперничество представлены у незначительного числа служащих. Это свидетельствует о благоприятном социально-психологическом климате в коллективе администрации, основанном на доверии, уважении.

Проведенный нами опрос обращающихся в общественную приемную граждан показал следующие результаты.

Высокий процент ответов на вопросы анкеты (более 80%) говорит о большой заинтересованности респондентов в теме. Вероятнее всего, причиной такой заинтересованности является исторически сложившееся в России неоднозначное и эмоциональное отношение к государству и его представителям – чиновникам – в России к ним относятся не столько как к профессии, сколько как к явлению от которого практически полностью зависит жизнь народа.

Надо отметить, что деятельность служащих отличается тем, что положительные ее результаты, как правило, воспринимаются «как должное», нормальное явление и в основном не замечаются. Отрицательные же результаты и недочеты акцентируются, что является важным фактором  неприязненного отношения к чиновникам.

Можно сделать вывод о том, что представителям респондентов, относящихся к социально-демографическим группам 55 лет и старше, характерно  слабое знание, негативное отношение к власти вообще и стремление к некоей «социальной справедливости», заключающейся в общественном контроле и желании сократить число чиновников. Понятие служащий,  депутат для данной группы сходно с понятием «новый русский».

Таким образом, более половины респондентов с недоверием относятся к органам власти и равнодушно игнорируют  выборные мероприятия.

В общественном сознании служащие органов власти должны обеспечивать максимальное количество нужд граждан, проявляя патерналистский тип поведения, в то же время чиновников необходимо сокращать – в этом содержится противоречивость и неоднозначность имиджа чиновничества.

Противоречивым является и мнение о том, что человеческие качества служащих важнее, чем профессиональные.

Одним из путей формирования благоприятного и целостного образа представителя органов власти и управления может быть преодоление отчужденности и закрытости государственных и муниципальных служащих.

Нами определены пути и разработаны рекомендации по формированию позитивного имиджа служащего органов власти и управления – это работа с населением по информированию граждан об особенностях, качестве и результатах их деятельности с положительной стороны, а также самих служащих над формированием своего имиджа по предложенным технологиям, включающим работу над внешним образом, поведением, а также  развитие профессиональных и личностных качеств.

Маргинальный человек.

Маргинальный человек - человек:
- находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур; и
- испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д.

лат.Margo - край

Артефакт культуры.

Артефакт культуры - искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры являются:
- созданные людьми предметы, вещи, орудия труда, одежда, хозяйственная утварь, жилище, дороги; а также
- феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор.

лат.Arte - искусственный + Factus - сделанный