Судовая аппаратура среднеорбитальной спутниковой радионавигационной системы GPS: Учебное пособие, страница 12

Внесение поправок. СТМ‑950 может автоматически вносить поправки в погрешности неточных измерительных приборов. Это характерно для Loran-C, а также из-за разницы в базах данных (в GPS используется база WGS-84, а в старых картах — местная база.)

Для ввода поправки надо вывести судно в точку, координаты которой известны с достаточной точностью, и произвести следующие действия:

МENU   : Вызов дополнительных функций меню;

4             : Выбор меню “FIX/COMPASS”;

1             : Выбор меню коррекции;

2             : Внесение поправки (горит: 00.00.00N 00.00.00Е);

CLEAR : Возврат в предыдущее меню.

При внесении поправки (известных координат) используются цифровые клавиши поля кнопок прибора.

После этой операции поправка (разница между введенными и измеренными координатами) автоматически рассчитывается и вносится в память. Функция “исправления ошибок” должна быть включена для автоматической поправки.

После коррекции, если “FIX/CORRECTION” включена, отметка позиции судна должна совпасть с координатами, внесенными вами. Если необходимо вручную внести поправку, то используется функция “изменения поправки” (кнопка 3).

Включение и выключение внесения поправок:

МENU   : Вызов дополнительных функций меню;

4             : Выбор функции FIX/COMPASS;

1             : Выбор меню коррекции;

1             : Выбор функции “Вкл/Выкл”;

CLEAR : Возврат в предыдущее меню.

Истинный или магнитный курс и пеленг. СТМ‑950 может работать в режиме как истинного, так и магнитного курса и пеленга. В режиме магнитного курса и пеленга данные, показываемые СТМ‑950 и используемые для компенсации компасной девиации, запрограммированы в прибор, и обработки извлекаются из картриджа карты. Поэтому в режиме магнитного курса судоводитель может использовать показания компаса совместно с данными СТМ‑950, если не было изменений. Режим магнитного пеленгования не возможен с базовой картографией (т.е. без картриджа). В этом случае можно вносить изменения вручную.

Перед активацией этого режима пользователь должен заполнить таблицу ошибок компаса. Пользователь может сделать выбор между режимом магнитного курса и режимом истинного курса с помощью следующей процедуры:

МENU : Вызов дополнительных функций меню “AUXILIARY FUNCTIONS”;

4               : Вызов функции “FIX/COMPASS”;

7               : Выбор функции “COMPASS”;

2               : Выбор функции “Вкл/Выкл”;

CLEAR   : Возврат в предыдущее меню.

Запоминание таблицы ошибок компаса. Если компас дает ошибки в измерениях, то надо заполнить таблицы ошибок компаса с помощью функции “САLIBRATE COMPASS”:

МENU : Вызов дополнительных функций меню “AUXILIARY FUNCTIONS”;

4               : Вызов функции “FIX/COMPASS”;

7               : Выбор функции “COMPASS”;

1               : Выбор функции “CALIBRATE COMPASS”.

Появится следующая таблица:

HEADING

N

N/E

E

S/E

S

S/W

W

N/W

DEVIAT

0

0

0

0

0

0

0

0

Таблица заполняется следующим путем:

- “HEADING”, клавишами 4 и 6 осуществляетсяперемещение для выбора блока (влево и вправо).

- “DEVIAT”,  клавишами 2 и 8 заносятся изменения в градусах (вверх и вниз).

- нажатием клавиши CLEAR выполняется запись введенных корректирующих данных в память и возврат в предыдущее меню.

Процедуру повторить для каждого блока. Данные сохраняются при отключении прибора.

Выбор базы данных. Базы карт и позиций могут выбираться как местными, так и WGS-84 (международный стандарт). Все новые и исправленные картриджи из серии С‑МАР включают в себя информацию как о местной базе, так и WGS-84. Если возможно, то плоттер сообщает о выборе требуемой функции. Если нет, то горит “CHART DATUM UNKNOWN”. Если выходы GPS содержат информацию как о местной базе, так и WGS-84, то можно произвести выбор следующим образом:

MENU   : Вызов дополнительного меню;

   : Выбор меню “FIX/COMPASS”;

5,6          : Вкл/Выкл WGS-84;

CLEAR : Возврат в предыдущее меню.

Дистанция и пеленг на точку. Режим “CHARTING”:

— Установить курсор в первую точку;

— Нажать клавишу А‑В (на дисплее появится точка “А”);

— Установить курсор во вторую точку;

— Нажать А‑В (появится точка “В” и линия “А‑В”).

Дистанция индицируется в зоне для заметок. Линия “А‑В” стирается нажатием клавиши CLEAR при нажатой клавиши  А‑В

Дистанция и пеленг на точку. Режим “NAVIGATION”:

— Курсор выводится на первую точку;

— Нажать клавишу А‑В, точка “А” светится на позиции судна; точкой “В” является первая точка; высвечивается линия А‑В. Дистанция и пеленг индицируются в зоне заметок.

Дистанция и пеленг от курсора до цели. Режим “CHARTING”:

— Курсор на точку;

— Нажать клавишу “TARGET” (появится подменю);

— Нажать 1 для ввода специальной метки (между курсором и целью, время и пеленг высвечивается в зоне данных и меняются с движением курсора).

Время и дистанция. Когда плоттер работает в режиме “NAVIGATION” и предварительно выбрана цель, CTM-950 вычисляет дистанцию, время и пеленг с судна на цель каждый раз, когда с приборов получается информация о местоположении судна. Текущая информация показывается на экране в поле данных.

Управление в меню “TARGET”:

1       : Ввести цель;

2       : Стереть цель;

3       : Индикация дистанции и времени до цели;

4       : Авторулевой “Вкл/Выкл”.

Кнопкой 3 переключается выбор информации: индицировать   дистанцию или время до цели.

Фильтры координат и скорости. Во многих зонах работы в системе LORAN происходит дрожание изображения. Это наблюдается и при работе с GPS в режиме S/A. В этих случаях плоттер рисует неровные линии, которые выравниваются, когда судно на прямом курсе (или стоит). Когда фильтр включен, курсовая линия выравнивается. Кроме того, во время дрожания измерение скорости становится неустойчивым. Следует использовать скоростной фильтр с выбором подходящей постоянной времени. Таким образом можно добиться увеличения точности определений.