Отчет о прохождении производственной практики в условиях ООО «Сорский ГОК», страница 4

Основными карьерными грузами являются вскрышные породы и полезные ископаемые. На данном предприятии ведение горных работ характеризуется высокой сложностью, которая обуславливается большими объемами буровзрывных работ, сложностью залегания рудных тел, дальностью транспортирования: на отвал – 5-6 км, на обогатительную фабрику – 3-4 км.

На карьере транспортирование вскрышных пород и руды осуществляется автосамосвалами БелАЗ-75191 грузоподъемностью 110 т.

Для выполнения вспомогательных работ по содержанию в рабочем состоянии транспортных коммуникаций, зачистки забоев, планировки отвалов расчистки площадок для установки буровых станков применяют тракторы ДЭТ-250 и более маневренные К-700А.

Кроме того, имеется большое количество вспомогательных машин и механизмов: поливочные машины, которые поливают дороги в карьере, а также орошают забои и развалы; маслозаправщики; кабеле намотчики, а также ремонтные машины и механизмы.

 


Рисунок 3.3. Структура комплексной механизации для вскрышных работ.

 


         Рисунок 3.4. Структура комплексной механизации для добычных работ.

 

3.2. Вскрытие и система разработки.

           По условиям вскрытия участок Лагерный, как и месторождение в целом, условно разделяют на две части – на нагорную, расположенную выше отметки 740 м и глубинную – ниже этой отметки.

          Нагорная часть карьера вскрывается обособленными заездами на рабочие горизонты, расположенными в местах последних на рельефную поверхность по восточному борту.

          Нижняя часть карьера вскрывается двумя спиральными съездами. Расстояние между ними по вертикали равно 30 м. Первый съезд проходится  от траншеи внешнего заложения (740-730м) для связи карьера с отвалом вскрышных пород через путепровод грузоподъёмностью 180 тонн. Этим съездом вскрываются все рабочие уступы в отметках 720-400 м. Второй съезд проводится с отметки 750 м на поверхность до отметки 540 м в карьере. На поверхности второй съезд примыкает к внешней автомобильной дороге, расположенной вдоль северного борта и служащею для связи рудных горизонтов карьера ‘Восточный’ с обогатительной фабрикой.

          Ширина основных транспортных берм на верхних горизонтах карьера установлена из расчета движения по съездам автосамосвалов грузоподъёмностью 110 тонн и принята 26 м. На нижних горизонтах, где объёмы вскрышных  резко уменьшается (ниже горизонта 600 м), ширина транспортных берм уменьшается 22 м. Уклоны транспортных съездов установлены 0.07 0/00.

          По условиям залегания участков Лагерный, Кварцевый, физико-механическим свойствам руды и вмещающих пород в разработке с перемещением вскрышных пород во внешние отвалы. Рудное тело участка Лагерный в пределах границ карьера ‘Восточный’ характеризуется коэффициентом рудоносности 0.6. В связи с этим при его разработке необходимо вести раздельную выемку руды и слаборудных пород, содержащих молибден ниже 0.02 % (бортового содержания). Селективная выемка производится за счет раздельной выемки и отгрузки совместно-взорванных разнородных по качеству блоков ( участков рудного тела).

          Вскрышные и добычные работы ведутся десятиметровыми уступами, ведутся раздельно. Ширина заходки колеблется от 30 до 60 м. Угол рабочего уступа составляет 65-850 в зависимости от крепости и высоты уступа. Длина рабочего блока в среднем составляет от 200 до 500 м. подвигание фронта работ  очень разная и зависит от направления работ и горно-геологических условий. Среднее понижение горных работ в карьере 12 м в год. Ширина рабочих площадок на уступах карьера равна 25-30 м, а на отдельных участках рабочей  зоны, где выполняется основной объем вскрышных рудоподготовительных работ достигает 50-80 м.

          Основным направлением горных работ является расширение границ карьера ‘Восточный’ в южном и юго-восточном направлениях при  постановке восточного борта на предельный контур с целью интенсивного вскрытия рудных горизонтов.

Способ подготовки горизонтов.

          Подготовка горизонтов осуществляется  котлованами, экскаватор после проведения наклонной траншеи осуществляет проходку котлована, который затем расширяется во все стороны несколькими экскаваторами. При создании достаточной рабочей площадки становится возможным проведение наклонной траншеи на нижележащий горизонт и создание здесь первоначально котлована.

3.3. Технология и организация производственных

процессов.

3.3.1. Подготовка пород к выемке.

 Коэффициент крепости пород на Сорском карьере колеблется в широких пределах f=4-18, но основная часть пород находится в пределах f=12-14. По показателю буримости породы относятся с IV классу – труднобуримые. Исходя из высокой крепости пород (по шкале Протодьяконова f=12-14) на Сорском карьере применяются станки шарошечного бурения  СБШ-250МН, с диаметром долота 244.5 и 269.9 мм на подшипниках с телами качения типа “K” – крепкие породы.

Для взрывания горных пород используется скважинный метод взрывания, так как при этом методе создаются благоприятные условия для равномерного размещения взрывчатых веществ во взрываемом блоке, что улучшает дробимость горных пород. При взрывании скважин применяется диагональная, порядная, радиальная, клиновидная схема монтажа взрывной сети.

При незначительной обводненности используется детанирующий шнур марки ДША. Для создания замедлений ДШ применяются пиротехнические замедлители типа РП-8. Для инициирования ВВ применяется промежуточный детонатор из шашек Т-400.

При большой обводнённости используется система СНВ.

При разной обводненности скважин применяются разные ВВ: при небольшой обводненности примнняется ВВ граммонит 79/21; при обводненности скважин применяется ВВ гранулотол. Кроме того широко используется ВВ местного изготовления—комбизар, представляющий собой смесь игданита и гранулотола.