Начертательная геометрия: Учебное пособие, страница 3

Задачи на пересечение

1.  Найти точку пересечения линии и поверхности в случае, когда поверхность проецирующая, а прямая не проецирующая.

На основании третьего инвариантного свойства проекция точки K(K′′) принадлежит αV.

Проекцию K находим по линии связи (рис.34).

Так как искомые точки принадлежат проецирующей поверхности цилиндра (рис. 35), то на основании третьего инвариантного свойства горизонтальные проекции точек (K1 и K2) принадлежат горизонтальному следу цилиндра (окружность), а вертикальные  проекции (K1′′ и K2′′) находят по линии связи (рис 35).

2.  Найти точку пересечения линии и поверхности, когда прямая проецирующая, а поверхность не проецирующая.

Зная одну проекцию искомой точки K (K′′) на поверхности, совпадающей с проекцией проецирующей прямой, находим её вторую проекцию. Для этого через точку K на поверхности конуса проводим линию особого положения (горизонтальную окружность) (рис.36).

3.  Найти точку пересечения линии и плоскости в случае, когда ни прямая, ни поверхность не занимают проецирующего положения.

Подпись: γv        Алгоритм решения задачи

1)  Заключить заданную линию L во вспомогательную секущую плоскость γ (след γV).

2)  Построить линию пересечения вспомогательной секущей плоскости γ с заданной плоскостью ∆ABC (линия 1-2). Сначала отмечают эту линию на пл. V (линия 1′′-2′′), а затем по линии связи строят горизонтальную проекцию (линия 1′-2′).

3)  На пересечении полученной линии 1-2 (1′-2′) с заданной прямой L (L) находят искомую точку K(K). По линии связи определяют фронтальную проекцию этой точки (K′′).

4)  Определяют видимость линии (рис. 37).

В данном примере (рис. 38) прямую L заключили во вспомогательную проецирующую секущую плоскость γ (γV), которая пересекла грани пирамиды по треугольнику 1-2-3. Далее находят горизонтальную проекцию этого треугольника  (1′-2′-3′). На пересечении заданной линии с полученным треугольником, находящемся в одной плоскости с линией L получают искомые точки K1 и K2.

4.  Построить линию пересечения конуса проецирующей  плоскостью α.

    В этом случае, если плоскость пересекает все образующие конуса, в сечении на поверхности образуется эллипс.

     На плоскости V большая ось AB(A′′B′′) и сам эллипс совпадают и проецируются в одну прямую.

 
 

     Горизонтальной проекцией эллипса будет тоже эллипс. Большая  ось находится по линии связи. Малая ось проходит через середину большой оси.

     На пл. H малую ось находят с помощью вспомогательной горизонтальной секущей плоскости γ2(γV2).

Рис.39

 
      Точки 1-2-3-4 выбирают произвольно. Их горизонтальные проекции находят с помощью вспомогательных секущих плоскостей γ1 и γ3 (рис.39).

5.  Построить сечение сферы проецирующей плоскостью α (рис. 40).

 
При пересечении сферы плоскостью образуется окружность. Диаметр её - АВ. Проекция окружности на плоскость Н есть эллипс. Его

большая ось CD (CD), а малая ось AB (AB). Точки А и В расположены на главном меридиане шара. Точки 1-2 (1’-2’) – видимости эллипса,  расположены на экваторе шара.

Подпись: Рис.40

6. Построить линию пересечения двух поверхностей (конуса и сферы).

Искомая линия пересечения есть пространственная кривая линия. Её строят по точкам общим для обеих поверхностей конуса и сферы. Для этого используют метод вспомогательных секущих плоскостей β1, β2, β3,… Их вводят так, чтобы они пересекали обе поверхности по простым линиям (по прямой или окружности).

В данном примере (рис. 41) сначала находят так называемые характерные точки A и C. Это уже имеющиеся точки пересечения главного меридиана шара с образующей конуса, находящиеся в одной плоскости.

А далее необходимо:

1)  ввести  вспомогательную секущую плоскость (например, β1);

2) 

Рис.41

 
построить линии пересечения вспомогательной секущей плоскости с каждой из заданных поверхностей. В данном примере это две окружности на шаре и конусе радиусами R1 и R2. Проводят горизонтальные проекции этих окружностей;

3)  находят точки пересечения полученных линий окружностей сначала на плоскости H (В1 и В2), а затем по линии связи на плоскости V в этой же плоскости β1;

4)     этот алгоритм нахождения точек повторяют n раз.

Поверхности

Рис.42

 
В начертательной геометрии поверхность рассматривается как совокупность некоторой перемещающейся в пространстве по заданной программе линии. Эта подвижная линия может оставаться неизменной, а может менять свою форму – перегибаться или деформироваться, и называется она образующей. Эта образующая при своем движении скользит по другой неподвижной линии, которая называется направляющей. Наиболее распространенный способ задания поверхности на чертеже – кинематический. При этом задаются несколько положений образующей линии и положение одной или нескольких направляющих (рис.42).

Таким образом поверхность определяют геометрические фигуры (точки, линии, поверхности), с помощью которых могут быть образована поверхность и порядок ее формирования с помощью этих фигур.

Линейчатые развертываемые поверхности

Цилиндрическая поверхность

    Образована прямолинейной образующей, перемещающейся по криволинейной направляющей. При этом образующая остается параллельной заданному направлению S(рис. 43).

Подпись: Рис.43

Рис.43

 
 


Коническая поверхность

Рис.44

 
Все прямолинейные образующие этой поверхности пересекаются в одной точке S (рис. 44).

Линейчатые неразвертываемые поверхности с двумя направляющими
и плоскостью параллелизма

Цилиндроид