Формирование и воспитание внимания. Внимание как функция психического контроля

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Формирование и воспитание внимания. Вн как функция психического контроля

1. Воспитание внимания

Развитие внимания, если это свойство, то его можно воспитывать.

А) О роли любви к труду здесь говорил Рибо.

Моноидеизм. Искусственное внимание – собственно, человеческая функция. Её надо воспитывать. Привить аффект к опред. объекту. Это делть могут люди и вещи.  Через орг. движений. 3 стадии воспитания: 1. аппеляция к примитивным первичным аффектам (кнут и пряник) 2. аппеляция к вторичным чувствам типа самолюбия, честолюбия и т.д. 3. выработка привычки к труду. Естественное -> искусственное.

Б) о роли волевых качеств личности говорил Добрынин.

Вн – направленность и сосредоточенность психической деятельности Виды: 1.  Непроизвольное, непосредственное (произвольность = активность):

- вынужденное (связано с инстинктом)

- невольное (связанное с эмоцией, потр-тью)

- привычное (связанное с прошлым опытом)

2. произвольное (связано с сознанием)

- волевое

- выжидательное

3. послепроизвольное (непроизвольное, опосредствованное) Виды = стадии

произвольное (связано с сознанием) возникает из активности Л в процессе трудовой Д. Результат воспитания – любовь к труду.

2. Формирование Вн

Если это психическая функция её можно формировать.

А. ЛСВ как ВПФ.

Есть две лини развития: натуральная и культурная. Культурная продолжается по пути приобретения новых средств и совершенств. старых. У высшего Вн. два момента: 1) направление Вн (отбор)II, 2) удержание вн (сосредоточение) I. Эксперименты с орехами.

Exp: I. Сосредоточение. Игра в неназывание цветов. Ответить на вопрос не называя двух цветов и не повторяясь. С карточками и без. Улучшение с карточками есть в младшем школьном и старшем школьном возрастах. -> параллелограмм развития (сам не строил, но из книжки АНЛ перерисовал).

II. Направление . Эксперимент с орехами.  1) кружки, в которых надо найти орех (выбрать из двух). На крышки наклеены полоски разных оттенков серого. (спёр у Кёллера). Критерий – более тёмное. Когда ребёнок не справляется ему пальчиком тыкают. 3ехлеткам не помогает. А пятилетки даже в другие ситуации переносят (белый/чёрный). 2) Крышки чашек целиком разного цвета. даётся 11 чашек и предлагают выбирать сколько хочешь. Те, кто справляется с 1, после открытия одной чашки соображают принцип (генерализации – могут открыть все синие).  Если отвлечь – всё канет в лету. Т.е. процесс генерализации понятия и внимание связаны. 3) Полоски поменьше вешаем на крышку двух цветов. И предлагаем только один выбор. Не справляются сначал все. Можно им снова показать или наклеить старые полоски. Так или иначе, функция восстанавливается.

# Всё то же самое на глухонемых: бедность внутреннего знака (сложнее перенос, генерализация), но тенденция к опосредствованию – больше.

Б. Гальперин как функции контроля. Формирование деятельности:

Мо, ООД, гр речь, вне речь для себя, вну речь - умств. действие. Формирование. Задание: контроль по критерию

Дети с плохой орфографией учились проверять по таблице критериев. Потом по тесту Бурдона оказывались внимательнее.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
29 Kb
Скачали:
0