Коммерческие особенности управления режимами энергосистем: Конспект лекций в примерах и задачах

Страницы работы

Содержание работы

Ю.В.Дронова, А.Г.Русина, Т.А.Филиппова

Коммерческие особенности управления режимами энергосистем

конспект лекций в примерах и задачах

г. Новосибирск

Введение

Более 10 лет энергетика России работает в рыночных условиях. За это время решены множество вопросов, которые обеспечили переход от плановой энергетики СССР к рыночной энергетике России. В их числе: изменение формы собственности, организация электроэнеретического рынка, создание принципов и методов управления предприятиями энергетики, разработка методических положений по расчетам разнообразных задач, создание инструментария расчетов и пр. Пока еще этот опыт полностью не обобщен и не освещен в учебниках, технической литературе и монографиях. Однако публикаций по отдельным вопросам очень много. Студенту непросто ориентироваться в этом материале. Постоянно ощущается потребность в грамотном представлении о принципах и методах работы энергетических предприятий на электроэнергетическом рынке.

В представленной работе излагается небольшая часть материала по тематике коммерческие аспекты деятельности энергетических предприятий. Особое внимание уделяется тем задачам, которые связаны с производством выработки электроэнергии и мощности. От их решения зависят товарно - ценовые действия энергетических предприятий на рынке электроэнергии и мощности.

Коммерческие задачи разнообразны. В отечественной практике решается лишь небольшая их часть. Это объясняется: недостатком информации, отсутствием программного обеспечения, упрощенным подходом к решению задач управления, не разработанностью методического обеспечения и др. Однако в странах, имеющих развитые рыночные отношения в электроэнергетике, большинство из рассмотренных задач решаются. Надо полагать, что со временем и в российских условиях состав задач будет расширяться. Например сейчас слабо учитываются принципы дифференциации товаров и услуг, адресного распределения затрат, риски. По нашему мнению это нарушает социальную справедливость и покупателей и продавцов. В этих условиях существует перекрестное субсидирование, с большими упрощениями устанавливаются тарифы и др.

Цель данного пособия в том, чтобы студент активно обдумывал особенности бизнеса энергетических предприятий и критически оценивал существующие решения. При таком подходе знания будут включать не только сложившиеся схемы, но и динамику развития коммерческой деятельности предприятий.

Материал построен таким образом, чтобы углубить теоретические знания, полученные на лекциях и получить практические навыки принятия решений по определенным вопросам. В пособие не включены сложные расчеты. Для тех задач, в которых они необходимы, даются необходимые результаты в виде исходных данных.

Все задачи рассматриваются в следующей последовательности:

·  дается кратко теоретический материал, определяющей содержание задачи,

·  приводится численный пример решения задачи,

·  даются расчетные задания для анализа численного примера,

·  задаются аналитические задания, направленные на более глубокое понимание задачи.

Приведенные примеры и задачи являются типовыми, но при их рассмотрении не даются прикладные методики, которые сейчас используют энергетические предприятия. Главное внимание уделяется пониманию их содержания и особенностей.

Конспект лекций может использоваться при изучении курса «Режимы энергосистем», «Бюджетирование», «Бизнес- планирование», «Коммерческое диспетчирование», «Маркетинг в энергетике», «Оптимизции режимов энергосистем» и ряда курсов, в которых рассматриваются коммерческие задачи. Он полезен при выполнении выпускных работ бакалавров, при дипломном проектировании и при выполнении магистерских диссертаций по проблемам бизнеса.

Раздел 1. Коммерческие оценки мощности и выработки электроэнергии.

1.1.  Общие положения.

Бизнес энергетических предприятий и коммерческие принципы функционирования электроэнергетического рынка.

Электроэнергетика России является сферой бизнеса и в России функционирует электроэнергетический рынок. Каждое энергетическое предприятие решает три стандартных проблемы: какая продукция (товары и услуги) найдет сбыт на рынке, по какой цене ее продавать и как построить отношения с покупателями.

Электроэнергия имеет огромное значение в экономике, политике, социальных проблемах государства и рынок связан и влияет на эти вопросы. Ввиду этого для электроэнергетического рынка государство устанавливает ограничительные механизмы. Рынок любых товаров имеет ограничительные механизмы, но для электроэнергетического рынка они очень значительны. Например: налоги, антимонопольное законодательство, трудовое законодательство, закон об охране окружающей среды, закон об энергетике, закон об энергосбережении, нормативные акты федеральной энергетической комиссии, местные нормативные акты и др. По существу все они отражаются на свойствах товара, ценах и на отношениях субъектов рынка.

Порочный круг связи электроэнергетики  и экономики государства.

Создание электроэнергетического рынка в России пока не привело к ожидаемым экономическим выгодам для государства. Цены на электроэнергию растут, это приводит к увеличению цен на все существующие товары и услуги, растет стоимость сырья, оборудования и материалов для энергетики и начинается новый виток этого процесса (рис.1.1).

Рис.1.1. Влияние цен на электроэнергию на экономику государства.

Методическая работа по решению  коммерческих задач энергетических предприятий.

В настоящее время ведется громадная работа по созданию методических основ товарно - денежных отношений между субъектами электроэнергетического рынка, причем они должны быть едиными для всего государственного пространства. Однако многие задачи еще решаются по временным схемам, с большими упрощениями, с существенными погрешностями. Давать существующие методики решения ряда задач не целесообразно, поскольку они в большинстве своем являются временными. Поэтому последующее изложение дается на содержательном, а не методическом уровнях.

Большое коммерческое содержание получают балансы мощности и энергии. Товар – электрическая энергия и мощность определяется потребностями потребителей – покупателей и график нагрузки энергосистемы отражает эти потребности. Предприятия энергетики могут являться дочерними предприятиями энергокомпании или иметь полную хозяйственную самостоятельность и это также отражается на балансах электроэнергии и мощности, поскольку они с разными возможностями и целями функционируют на рынке. Следовательно, балансы учитывают не только требования к электроснабжению, о которых говорилось ранее, но и коммерческие условия и ограничения. Товарная и ценовая стратегии разрабатываются на основе этих балансов.

Назовем ряд задач купли-продажи, которые характерны для электроэнергетического рынка и которые связаны с режимами.

Похожие материалы

Информация о работе