Электромеханическое преобразование исходной (первичной) энергии в электрическую. Принцип действия и основные конструкции вентильных двигателей постоянного тока, страница 5

Если силовая установка БЛА — поршневой или турбореактивный двигатель, то отбор мощности с вала силовой установки на генератор осуществля­ется через раздаточную коробку агрегатов. Конст­рукция генераторов с таким приводом мало отлича­ется от конструкции рассмотренных выше авиаци­онных электромеханических преобразователей.

Конструктивная схема одного из перечисленных генераторов показана на рис. 13.

 Такой генератор вместе с блоком автоматики и регулирования входит в состав комплекта первичного питания бортовой аппаратуры системы управления крылатой ракеты и обеспечивает преобразование энергии вращения вала отбора мощности маршевого двигателя в элек­трическую энергию переменного тока.

Генератор представляет собой синхронную электрическую машину с внешнезамкнутым магнитным потоком и когтеобразными полюсами. На его статоре размещаются две кольцевые обмотки возбуждения 3 и 6, питаемые постоянным током, и обмотка якоря 4, расположенная в пазах шихтованного стального сердечника 5. Наружный корпус 2 выполнен из магнитомягкой стали. Ротор не содержит каких-либо электрических элементов (обмоток, выпрямителей и т.п.) и является механической конструкцией. На нем  располагаются шайбы 8 и 11 с когтеобразными взаимно чередующимися выступами 9 и 10.

Контур замыкания созданного согласно включенными обмотками 3 и 6 магнитного потока включает следующие участки: наружный корпус 2 фланцевый щит 7 дополнительный зазор δ1, — правая шайба 8 выступы 9 рабочий зазор δ — сердечник якоря 5 рабочий зазор δ — выступы 10 левая шайба 11 дополнительный зазор δ 2 _ фланцевый щит 1 корпус 2. Выступы 9 и 10 по отношению к статору имеют противоположную магнитную полярность (поток выходит из выступов 9 и входит в выступы 10). При вращении ротора изменяется поток в сердечнике 5, индуцируя в обмот­ке якоря 4 переменную ЭДС. В представленной кон­струкции вращающий момент на основной полый вал 13 генератора передается через связанный с узлом отбора мощности гибкий валик 12.

На современных БЛА широкое распространение получили турбогенераторные источники электро­энергии (ТГИ). Эти источники работают в широком диапазоне температур, имеют высокие массогабаритные показатели, простую реализацию большого количества каналов электропитания с разным уров­нем напряжения и родом тока, возможность исполь­зования (помимо основного рабочего тела) сжатого воздуха, длительный срок хранения без ущерба для последующей эксплуатации. Турбогенераторные источники относятся к категории устройств, эле­менты которых функционируют в чрезвычайно тяжелых условиях окружающей среды и подверга­ются значительным механическим воздействиям. Применяемые ТГИ имеют мощность от нескольких сотен ватт до нескольких киловатт при частотах вращения   (30÷200)103 об/мин и времени работы от нескольких секунд до нескольких десятков минут. Системы электроснабжения с турбогенера­торными энергоблоками выполняются с каналами трехфазного и однофазного переменного, а также постоянного и импульсного тока. Частоты перемен­ного тока составляют 500, 1000 и 3000 Гц, напряже­ния — 40, 115, 127 и 220 В (28 В на постоянном токе), погрешность поддержания частоты и напряжения — соответственно 0,015—5 % и 0,5—1 %.

Использование ТГИ в СЭС беспилотных ЛА свя­зано с некоторыми специфическими требованиями, к которым относятся:

•    высокое   качество   вырабатываемой   электро­энергии;

•    работоспособность при импульсных нагрузках;

•    минимальное время выхода на режим;

•    работоспособность в широком диапазоне тем­ператур;

•    возможность проведения штатных проверок от внешних источников;

•    длительность хранения без проверок. Турбогенераторный  источник состоит из двух

технически сложных, конструктивно и функцио­нально связанных между собой систем: турбомеханической и электромеханической. Привод генера­тора обеспечивается турбиной, имеющей общий вал с электромеханическим преобразователем.

Одна из возможных конструкций ТГИ показана на рис. 14

Рис. 14. Эскиз конструкции турбогенераторного источника.

. В этой установке основной поток рабо­чего тела из подводящей камеры 1 через сопло 2 поступает на рабочее колесо 3 турбины и далее в выхлопную камеру 4. Колесо и ротор 6 генератора 5 имеют общий вал, частота вращения которого регулируется путем изменения расхода рабочего те­ла. Сброс последнего осуществляется клапаном 11 в полость 10. Перекрываемое клапаном проходное сечение окна изменяется перемещающимся в осе­вом направлении штоком 7, который соединен с якорем 8 электромагнита 9.

Рабочим телом, поступающим на лопатки турби­ны ТГИ, может быть сжатый воздух (или другой газ), запасаемый в находящемся на борту специаль­ном резервуаре, газ, образующийся в результате фазовых превращений продуктов сгорания топлива или пороховой шашки, а также скоростной воз­душный напор.

По сравнению с авиационными генераторами электромеханическая часть ТГИ имеет свои конст­руктивные и эксплуатационные особенности. Так, повышенные частоты вращения вала турбогенера­торов способствуют уменьшению удельного объема ТГИ и приводят к увеличению механических нагру­зок на конструктивные элементы роторов, что тре­бует принятия специальных мер по их упрочнению. Кроме того, необходимо учитывать и другие неже­лательные последствия, такие, например, как ухуд­шение работы подшипников, уменьшение КПД из-за возрастания частоты перемагничивания спинки магнитопровода, эффекта вытеснения тока в про­водниках обмотки якоря и увеличения потерь на трение выступающих частей ротора о воздух. Ограничениям, накладываемым на использование в ТГИ бесконтактных электромеханических преоб­разователей, способствует и другой, характеризую­щий условия эксплуатации фактор — чрезвычайно жесткие температурные условия, находящиеся на границе изменения магнитных и механических свойств материалов. Высокие рабочие температуры элементов и узлов генераторов обусловлены доста­точно высокими температурами окружающей среды и значительными тепловыми нагрузками самих гене­раторов, а также малой интенсивностью отвода вы­деляющегося во внешнее пространство тепла.