Принцип действия БДПТ. Основные элементы конструкции магнитных систем. Датчики положения ротора, страница 10

Число датчиков обычно в бесконтакт­ном двигателе равно числу секций аs или 2as. В целях упроще­ния конструкции и уменьшения габаритов двигателей часто ин­дуктивные датчики вы­полняются с общей магнитной цепью (рис. 24,в). В этом случае магнитопровод выполняется в виде кольца с зубцами. Число зубцов в 2 раза больше, чем число выходных обмоток. На зуб­цах поочередно размещаются входные и выходные обмотки. Все входные обмотки включаются последова­тельно и питаются от специального генератора повышен­ной частоты. Вращающаяся часть выполняется   в   виде диска, половина или несколько меньшая часть которого выполняется из ферромагнитного материала, а осталь­ная – из диамагнитного. При работе датчиков в обмотках зубцов, которые находятся в зоне ферромагнитной части ротора, наводится э. д. с. и сигналы подаются на соответствующие элементы ком­мутирующего устройства. В остальных вторичных обмот­ках наводятся очень небольшие э. д. с, обусловленные потоками, которые проходят по воздуху. Для двигате­лей с числом полюсов более двух зубцы с входными об­мотками могут быть объединены в один общий полюс с одной общей обмоткой, что конструктивно более удобно.

Магнитопроводы индуктивных датчиков могут выпол­няться из тонкой листовой электротехнической стали или из феррита.

Недостатком датчиков с переменным воздушным за­зором является невысокая крутизна выходного сигнала, что заставляет применять перед коммутирующими устройствами полупроводниковые усилители с релейны­ми характеристиками или триггерные устройства.

3.8  Индуктивные ДПР с подмагничиванием магнитной цепи

Индуктивные датчики с подмагничиванием имеют замкнутый магнитопровод (рис. 25), набранный из ли­стов тонкой электротехнической стали или изготовлен­ный из феррита с прямоугольной петлей перемагничивания и высокой магнитной проницаемостью. Магнитопро­вод обычно, имеет прямоугольную форму. При внутрен­ней магнитной системе магнитопровод снабжается до­полнительными выступами для усиления действия маг­нитной системы. На магнитопроводе размещается одна (рис. 25,а) или две (рис. 25,6) обмотки. В первом слу­чае получается дроссельный датчик, во втором – транс­форматорный.

Управление датчиками осуществляется путем подмагничиванияих магнитных цепей вращающейся магнитной системой, которая может выполняться различных видов. В простейшем случае магнитная система состоит из по­луцилиндра из магнитожёсткого материала, намагничен­ного вдоль оси (рис. 25, в), и двух ферромагнитных сек­торов, между которыми располагаются датчики. Для уравновешивания системы она снабжается вторым полу­цилиндром и дисками из немагнитного материала.

Магнитные цепи датчиков, которые находятся между ферромагнитными секторами, насыщаются, сопротивле­ния магнитных цепей возрастают, и индуктивные сопро­тивления у однообмоточных датчиков уменьшаются, а у двухобмоточных связь между обмотками нарушается, в результате чего дроссельные датчики начинают по­давать сигналы на коммутирующие устройства, а транс­форматорные, наоборот, прекращают подачу сигналов.

При применении описанной системы наблюдается по­степенное насыщение магнитопроводов датчиков за счет краевых полей, и выходные сигналы получаются неболь­шой крутизны.

Для получения более крутого нарастания сигналов применяются магнитные системы с магнитными экрана­ми (рис. 25,а и б). В этих системах магнит выполняется в виде цилиндра с отверстием для вала (вал делается из немагнитного материала). На концы магнита надевают­ся два магнитопровода из магнитомягкого материала, которые образуют щель в зоне расположения датчиков. Один из магнитопроводов (на рисунке левый.) имеет когтеобразный выступ, который экранирует датчики от действия магнитного поля.

Чувствительность датчиков к направлению магнитного поля достигается путем подмагничивания магнитных це­пей датчиков специальными обмотками, по которым про­ходит постоянный ток, или специальными магнитами, располагаемыми за датчиками. Эти обмотки или магни­ты при отсутствии поля индуктора насыщают магнитные цепи датчиков. Если подходит полюс индуктора, поле ко­торого увеличивает степень насыщения магнитопровода датчика, то режим работы датчика не изменяется, если подходит полюс противоположной полярности, то насы­щение магнитопровода датчика прекращается и режим его работы изменяется.

Дроссельные датчики более просты в изготовлении (одна обмотка) и имеют меньшие потери, но для своего питания требуют применения многообмоточного трансформатора, что усложняет и увеличивает габариты генератора повышен­ной частоты. Первичные обмотки трансформаторных датчиков включаются последовательно и могут питаться от общего источника, электрически связанного с цепями коммутирующего устройства.

Рисунок 25 – Датчики положения ротора с подмагничиванием магнитной цепи:

а – дроссельный; б – трансформаторный с внутренней магнитной системой;                                       в –  трансформаторный с секторной магнитной системой.                                                                                            

Трансформаторные датчи­ки легко могут быть превращены при необходимости в дроссельные путем соединения обмоток последова­тельно.

Индуктивные датчики с подмагничиванием могут вы­полняться очень малых размеров, с практически любым выходным сопротивлением, что облегчает их согласова­ние с элементами коммутирующих устройств, и имеют высокую надежность.

Для питания индуктивных датчиков с переменным рабочим зазором и с подмагничиванием магнитной цепи необходимо применение генераторов повышенной часто­ты. Частота генератора должна быть на порядок выше частоты коммутации. Повышение частоты питания позволяет уменьшить размеры датчиков, но увеличивает потери и мощность генератора повышенной частоты.

Библиографический список

1 Дубенский А.А. Бесконтактные двигатели постоянного тока. – М.: Энергия, 1967.

2  Бертинов А.И. Специальные электрические машины. – М.: Энергоиздат, 1982.

3   Бут Д.А. Бесконтактные электрические машины. – М.: Высшая школа, 1985.

4   Овчинников И.Е., Лебедев. Бесконтактные двигатели постоянного тока. – Л.: Наука, 1979.

5  Юферов Ф.М. Электрические машины автоматических устройств. – М.: Высшая школа, 1976.

6  Бертинов А.И., Лотоцкий В.Л. Бесконтактные электрические машины постоянного тока. – М.: Информстандартэлектро, 1967