Принцип действия БДПТ. Основные элементы конструкции магнитных систем. Датчики положения ротора, страница 4

          Проще в изготовлении, но сложнее в сборке конструкции с шихтованными клиновидными магнитопроводами. Применение их связано не только с особенностями конструктивного исполнения ротора. Для глубокорегулируемых двигателей привода подач станков и привода роботов применяются в основном роторы с шихтованным магнитопро-водом, поскольку потери, обусловленные высокочастотной составляющей магнитного потока, наводимого обмоткой статора в режиме регулирования, в них существенно ниже, чем в сплошных магнитопроводах.

          Наиболее проста конструкция, в которой шихтованные клиновидные магнитопроводы крепятся с помощью шпилек, стягивающих их в пакеты. Шпильки устанавливаются в отверстиях шайб, расположенных по торцам ротора.

         На рис. 9 приведена конструкция ротора, обладающая рядом особенностей. Первая из них состоит в том, что постоянные магниты 1 выполнены сужающимися в направлении к валу ротора, что увеличивает расстояние между ними в местах их максимального сближения и упрощает крепление шихтованных магнитопроводов 2 в немагнитной втулке 4. Магнитопроводы крепятся с помощью соединения типа ласточкина хвоста, изготовление которого упрощается, а надежность крепления увеличивается по мере увеличения расстояния между магнитами. Магниты удерживаются от радиальных смещений немагнитными клиньями 3, которые, в свою очередь, фиксируются с помощью выступов в магнитопроводах 2. Второй особенностью конструкции является расчленение магнитной системы в аксиальном направлении на ряд участков и угловой, ступенчатый сдвиг этих участков относительно друг друга. Этим достигается снижение пульсаций момента, вызванных неравно-мерностью путей магнитного потока ротора из-за наличия на статоре зубцов..

                    Рисунок 9 – Ротор с клиновидными магнитами и ступенчатым сдвигом 

                                         элементов магнитной системы

         В конструкции по рисунку 10 клиновидные магнитопроводы какой-то одной полярности имеют просечки, благодаря которым образуются радиально направленные перемычки, удерживающие магнитопроводы. Магнитное сопротивление перемычек тем больше, чем уже и длиннее перемычка. Поскольку возможности сужения перемычки ограничены прочностными показателями и технологией вырубки листа, необходимо стремиться к увеличению ее длины. Через каждую перемычку замыкаются потоки рассеяния двух соседних магнитов. Следовательно, для ее насыщения требуется магнитный поток каждого из магнитов в два раза меньший, чем магнитный поток для насыщения участка, соединяющего соседние клиновидные магнитопроводы, имеющего сечение, равное сечению перемычки, при отсутствии просечек.

           На рисунке 11 приведен вариант конструкции ротора, сочетающий простоту изготовления и хорошие прочностные качества. На валу 1 ротора расположена магнитная система, содержащая магнитопровод 4 и тангенциально-намагниченные постоянные магниты 5. Магнитопровод выполнен шихтованным из круглых и клиновидных пластин

                        Рисунок 10 – Ротор с уменьшенным потоком внутрироторного рассеяния

                       Рисунок 11 – Конструкция ротора повышенной прочности с концентрацией

                                              магнитного потока

  (рис. 11, б и в). Пакет магнитопровода набирается из круглых пластин, между которыми размещаются пакеты клиновидных пластин, и стягивается шпильками 2, установленными в отверстиях шайб 3. Чередование круглых и клиновидных пластин обеспечивает прочность ротора и отсутствие прогиба клиновидных магнитопроводов.  На рисунке 12 показана конструкция ротора со сплошными клиновидными магнитопроводами. Основная особенность конструкции заключается в возможности использования деталей ротора – клиновидных магнитопроводов и магнитов, выполненных с невысокой степенью точности. Это закладывает основу для использования деталей,

                  Рисунок 12 – Конструкция ротора с расщепленными клиновидными

                                         магнитопроводами

изготовленных методами порошковой металлургии с их последующей минимальной механической обработкой.

           Ротор содержит вал 1 и установленную на нем магнитную систему, состоящую из тангенциально-намагниченных постоянных магнитов 3 и клиновидных  магнитопрово-дов2 , каждый из которых разделен в аксиальной плоскости на две части, имеющие продольную выемку. Магнитная система устанавливается и центрируется относительно вала с помощью торцевых фиксирующих шайб, закрепленных на валу. Концентрично внутреннему отверстию фиксирующей шайбы расположены отверстия с втулками, имеющими цилиндрические и конические участки. Магнитная система располагается между фиксирующими шайбами таким образом, что втулки 4 своими коническими участками сопрягаются с продольными выемками клиновидных магнитопроводов 2. В отверстия втулок вставляются стяжные шпильки 5. Собранную соответствующим образом магнитную систему жестко фиксируют и закрепляют относительно вала с помощью стяжных шпилек 5. Стяги-ваемые ими втулки 4 расклинивают своими коническими участками части магнитопровода, образующие полюс одной полярности.  После фиксации магнитной системы стопорятся втулки 4, заливаются компаундом пространства между валом и магнитной системой и между расклиненными магнитопроводами и обрабатывается наружная поверхность ротора.

                   Рисунок 13 – Крепление клиновидных магнитопроводов на ребрах

                                          магнитопроводящей втулки

           На рисунке 13 представлены варианты конструкции ротора с тангенциально-намагниченными магнитами, в которых постоянные магниты разделены аксиальными плоскостями на две части.