Понятие, сущность, содержание, свойства и функции Конституции. Конституция РФ 1993 года. Действие Конституции, страница 13

Эта проблема статуса округов, которые пребывают в составе других субъектов (областей). Этот вопрос требует специального обсуждения, однако само по себе вхождение в состав другого субъекта «снижает» статус входящего субъекта.

Государственные признаки субъектов РФ:

1)   Наличие исключительной компетенции у субъектов федерации (ст.73 Конституции).

2)  Наличие собственной Конституции (уставов) и законов.

3)  Наличие собственных высших законодательных и исполнительных органов.

4)  Возможность образования собственных судебных органов в виде конституционных, уставных судов.

9.10.08.

5) Наличие у субъектов элементов территориального верховенства (Границы между субъектами могут быть изменены только с их согласия).

6) Наличие у субъектов имущества относящейся к их государственной собственности.

7) Наличие у субъекта государственных символов.

8) Наличие известных полномочий в сфере международных отношений (с очень серьезными оговорками нужно говорить об этом).

Формально полномочия субъекта в РФ вытекают из ст.72 и 73, 76 Конституции РФ. Фактически сегодняшнее Российское законодательство регламентирует эти полномочия с помощью ФЗ- « Об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ».

В этом законе под видом регулирования полномочий органов государственной власти, фактически отрегулировали полномочия и даже статус субъектов РФ.

В 1990-е годы предлагалось идея принятия так называемого федеративного кодекса, однако принятие такого акта не базировалось на положениях действующей Конституции. В 1990-е годы эта идея была отвергнута.

Первая редакция федерального закона- Об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ» была краткой и предмет закона более или менее совпадал, с указанным в Конституции, однако в 2000-е годы этот закон опух до федеративного кодекса. С помощью этого закона для субъектов зарегламентировано все и вся.

В связи с тотальной регламентацией организации органов государственной власти, полномочий субъектов, имущественных, бюджетных отношений, возникла ситуация при которой субъекты РФ оказались лишены какой-либо учредительной власти.

Субъект федерации имеет свою конституцию и в полноценной «федерации» с помощью этого акта реализуются какие-то учредительные полномочия. В некоторых вопросах относящихся к предмету Конституционного регулирования, Конституции субъектов должны быть первичны, самостоятельны, независимы.

Автономные округа в составе других субъектов (области):

Автономные округа были образованы в 1930-31 годах, на территориях проживания коренного населения преимущественно малочисленных народов крайнего севера, исключением были только два Бурятских округа (Иркутская  и Четинская области) и может быть Комепермятский округ (Пермская область).

Эти округа были созданы как считалось для организации государственного строительства на отсталых территориях. Автономные округа не получили административной самостоятельности, они включались в состав краев областей «полноценный» закон об автономных округах был принят только в  1980 году, реально округа были «районами, с некоторым национальным уклоном».

В момент заключения федеративного договора в  1992 году, возобладала точка зрения, согласно которой, округам следовало предоставить статус субъектов РФ. При этом не было принято официальных решений о том, что округа выходят из состава областей и краев. Лишь Чукотский автономный округ, односторонне объявил себя вышедшим из состава Магаданской области. Магаданская область попробовала оспорить это решение в Конституционном суде РФ, однако Конституционный суд пришел к выводу что автономные округа могут входить в РФ и в составе края области и непосредственно. При принятии Конституции 1993 года, некоторыми политиками и учеными была предпринята попытка отказа от этой конструкции «субъект в субъекте». Однако предложение не прошло.

Конституция провозгласила область в которую входит округ и сам округ равноправными образованиями. Не разрешимое даже с точки зрения логики противоречие, области пытались на основе того, что территория округа –э то и их территория и население округа – это и их население, утверждать, что полномочия органов области распространяются на округ; округа же утверждая что у них  такие же полномочия как у области, говорили об отсутствии предмета деятельности, для органов области на территории округа.

Конституция предполагала урегулирование этих проблем с помощью двух юридических инструментов:

1)  Специального федерального закона, об взаимоотношениях областей и округа.

2)  С помощью соглашений между областью и округом.

Попытки принять закон провалились еще в 1990-е годы, округа предлагали проекты этого закона типа: «О ненападении и суверенитете округов».

Области предлагали закон типа: «О подчинении округов».

Далеко не во всех субъектах были заключены соглашения между областью и автономным округом, но в целом  большинство этих соглашений, были соглашения «не о чем»: о консультациях, учете взаимных интересов, сотрудничестве, без какой-либо конкретики. 

Лишь некоторые бесперспективные округа, заключали соглашения в соответствии с которыми признавались какие-то полномочия областных органов в отношении округов, другие округа «этих предателей клеймили».

Очень острыми отношения стали в середине 1990-х годов, Конституционный суд вынужден был обратиться к рассмотрению этого вопроса о взаимоотношениях округов с область края.

В 1997 года постановление в какой то  мере выпустившее пар, но не решившее проблему по существу.

В постановлении фактически констатировался статус КВО, территория и население округов объявлялись территорией и населением области края (округа пытались это отрицать), но признавалась равностатусность округа и заявлялось, что область не может считать вхождение округа его поглощением. В практическом плане этим постановление предписывалось разве, что обязательность участия населения округов в областных выборах и референдумах.