Устройство для определения интенсивности обледенения и толщины отложения льда, страница 3

Лишь на быстровращающихся деталях (лопатки ротора ком­прессора), снабженных такими покрытиями, лед сбрасывается при значительно меньшей толщине, однако сами покрытия обычно быстро изнашиваются вследствие их недостаточной механической стойкости.

Из сказанного следует, что известные в настоящее время по­крытия не могут быть использованы в качестве сколько-нибудь надежного средства защиты от обледенения частей летательных аппаратов в полете и в особенности - невращающихся (возможно, в отдельных случаях они будут полезны как вспомогательное сред­ство в сочетании с механическими или тепловыми способами).

Многочисленные неудачные «изобретения» и бесплодные попытки использования различных покрытий, предпринимае­мые в надежде на весьма заманчивое решение проблемы защиты летательных аппаратов в полете без затраты энергии или без рас­хода какого-либо противообледенительного вещества, следует объяснить тем обстоятельством, что механизм смачивания и замерзания мелких переохлажденных облачных капель, приноси­мых на поверхность с большой скоростью потоком воздуха, су­щественно отличается от явления смачивания охлажденной гидро­фобной поверхности в наземных условиях более крупными, сво­бодно стекающими каплями воды (не говоря уже о случае смачи­вания такой поверхности просто струей воды).

Кроме того, исследования показывают, что, несмотря на пре­восходные гидрофобные свойства твердых покрытий сила сцепле­ния их с атмосферным льдом оказывается достаточно боль­шой, другими словами, для уменьшения силы сцепления льда с защищаемой поверхностью при помощи нерастворимых твердых покрытий гидрофобность является, по-видимому, необ­ходимым, но совершенно недостаточным свойством.

Во многих слу­чаях ошибочные выводы о применимости рассматриваемых покры­тий делаются на основании исследований с замораживанием воды на таких покрытиях в лабораторных условиях. При таких экспе­риментах действительно сила сцепления намороженного льда часто получается на несколько порядков ниже, чем в атмосферных условиях при взаимодействии с ними переохлажденные капли воды образуют раствор с низкой температурой замерзания и способной частично растворять лед. Образовавшаяся пленка жидкости уменьшает силу сцепления льда с защищаемой поверхностью, и под действием скоростного напора он периодически сбрасывается. Покрытия из растворимых  физико-химических веществ при этом интенсивно расходуются и, таким образом, эффективность их кратковременна. Кроме того эти покрытия могут разрушаться при полете в условиях дождя и при воздействии влажного воздуха. Поэтому они не широко применяются.

1.3 Противообледенители, основанные на физико-химических способах

Работа их основана на применении растворимых физико-химически активных веществ, создающих промежуточный слой между защищаемой поверхностью и льдом или внешней средой, содержащей переохлажденные капли воды [2].

Наряду с определенными физико-химическими требованиями к этим веществам предъявляются дополнительные требования, а именно они должны:

·  Иметь хорошее сцепление с защищаемой поверхностью,

·  Хорошо смешиваться с переохлажденными каплями воды,

·  Не разрушаться под действием скоростного напора,

·  Быть химически неактивными по отношению к покрытию обшивки и не вызывать ее коррозии.

Рабочие вещества могут быть разбиты на две группы:

Специальные покрытия и жидкости. В качестве покрытий могут быть использованы хлористый натрий или кальций, азотнокислый натрий и другие. При взаимодействии с ними переохлажденные капли воды образуют раствор с низкой температурой замерзания и способной частично растворять лед. Образовавшаяся пленка жидкости уменьшает силу сцепления льда с защищаемой поверхностью, и под действием скоростного напора он периодически сбрасывается. Покрытия из растворимых физико-химических веществ при этом интенсивно расходуются и, таким образом, эффективность их кратковременна.

1.3.1 Растворимые противообледенительные покрытия

В отличие от гидрофобных (несмачиваемых и, следовательно, нерастворимых) покрытий принцип действия растворимых физико­химически активных покрытий заключается в том, что капли воды, взаимодействуя с веществом покрытия, образуют раствор, который имеет пониженную точку замерзания и способен растворять лед. Хотя, как доказывает опыт, образующийся лед не успевает рас­творяться полностью (за исключением крайне слабого обледене­ния), но он теряет силу сцепления с поверхностью и время от вре­мени сбрасывается внешними силами.

При использовании растворимых (активных) покрытий веще­ство их в процессе обледенения довольно интенсивно расходуется, кроме того, покрытия разрушаются под действием атмосферных условий, главным образом дождя и влажного воздуха. Вследствие указанных недостатков этот способ не нашел практического при­менения, хотя в отдельных случаях он может быть полезен, на­пример, для летательных аппаратов очень кратковременного или разового действия, на которых использование других способов нецелесообразно.

1.3.2 Жидкостные противообледенители

Применялось несколько разновидностей жидкостных противо­обледенителей, которые отличаются способом подвода противо­обледенительной жидкости к защищаемой поверхности.

На лопасти самолетных винтов и лобовые стекла жидкость под­водится обычно с помощью трубки с наружной стороны и затем под воздействием центробежных сил или потока воздуха расте­кается по поверхности. Такой способ применим для относительно небольших поверхностей, так как в этом случае не обеспечивается равномерность смачивания поверхности и значительная часть жид­кости тратится впустую.