Устройство для определения интенсивности обледенения и толщины отложения льда, страница 2

В свою очередь каждая из них может рассматриваться по ви­ду применяемой энергии и физической сущности, заложенной в основу работы. Например, к механическим системам относятся: пневматические ПОС, в которых используется энергия сжатого воздуха, электроимпульсные системы - электрическая энергия высокой частоты, подаваемая импульсами. К тепловым - воздуш­но-тепловые, электротепловые ПОС. В первых теплоносителем является воздух,  во-вторых - электрическая энергия преобразует­ся в тепловую.

Наряду с этим все противообледенительные системы па ха­рактеру работы можно разбить на два класса:  постоянного действия, циклического действия.

ПОС постоянного действия не допускают образование льда при своей работе. ПОС циклического действия - допускают образование льда на защищаемой поверхности до определенной толщины, безопасной для полета, а затем удаляют образовавшийся лед.

Рассмотрим основные типы противообледенителей, уделив главное внимание тепловым си­стемам.

1.2 Механические противообледенители

Механические ПОС относят к системам циклического действия [2]. Для эффективной работы их необходимо образование определенной толщины льда. Удаление льда при работе механических противообледенительных систем условно можно разделить на два этапа: разрушение льда или уменьшение сцепления его с обшивкой и удаление его действием аэродинамического напора. Последнее, очевидно, накладывает условие при проектировании противообледенительной системы – обеспечение максимально допустимой при безопасности полета толщины льда. Для каждого типа летательного аппарата допустимая толщина льда, как правило, определяется при экспериментальных продувках модели. Обычно в практике на несущих поверхностях для большинства современных самолетов допускается толщина 4-5 мм. Сила сцепления льда с обшивкой зависит от структуры льда, чистоты обработки поверхности, покрытий, а также от температуры окружающего воздуха, и может достигать по нормали 85-160 Н/см2.

1.2.1 Пневматические противообледенители

Рис 1.1 Пневматические противообледенительные протекторы:

а- с продольными поочередно наполняющимися камерами; б – с продольными одновременно наполняющимися камерами; в – с поперечными камерами: 1-работающие секции, 2-неработающие секции, 3-наполненная камера, 4-ненаполненная камера

Принцип действия такого противообледенителя состоит в сле­дующем. На защищаемой поверхности крепится тонкий резиновый протектор, выполненный в виде продолговатых эластичных камер, плотно прилегающих к поверхности. При включении противообле­денителя камеры лед давлением сжатого воздуха периодически раздуваются и взламывают образующуюся на них корку льда. По длине (размаху) защищаемой поверхности протекторы обычно состоят из нескольких секций. Такие противообледенители до­вольно широко применялись в 1930-1940 гг. для защиты крыла и оперения. С появлением самолетов с газотурбинными двигате­лями они уступили место тепловым системам, но на некоторых иностранных самолетах, преимущественно с поршневыми двига­телями, они применяются до настоящего времени. Более того, в последнее время появилась тенденция к расширению диапазона их использования, что можно объяснить усовершенствованием конструкции и повышением надежности протекторов. Неплохих результатов в этом достигла, например, английская фирма «Раlmer», выпускающая несколько вариантов пневматических противо­обледенителей: с продольными (по размаху крыла) и попе­речными камерами, с поочередным и одновременным действием камер (рис.1). По данным фирмы общий удельный вес противообледенителя составляет 3+3,5 кг/м», расход сжатого воздуха около 0,4 кг/мин.

Пневматические противообледенители могут быть использованы также для защиты таких частей, как радиопрозрачные обтекатели радиолокационных антенн (рис.2), на которых применение теп­ловых способов невозможно или весьма затруднено, а физико-химические способы неэффективны. Влияние таких противообледенителей на аэродинамику летательного аппарата (которое ограни­чивает возможность их применения на несущих поверхностях ско­ростных самолетов) будет незначительным.

Рис 1.2 Использование пневматических противообледенителей для защиты обтекателей антенн: 1-обтекатель, 2-протектор, 3-камеры протектора

1.2.2 Вибрационные противообледенители

Возможны два варианта таких противообледените­лей. Первый основан на том, что под воздействием ультразвуковых колебаний, создаваемых специальной сиреной и направленных против потока, переохлажденные капли воды должны кристалли­зироваться; кристаллы же, достигая поверхности, будут сдуваться потоком. Однако этот способ требует экспериментальной проверки, эффективность его пока что представляется сомнительной и он, по-видимому, потребует затраты значительной энергии. Поэтому применить его, скорее всего можно будет только для защиты от­дельных небольших частей, для которых другие способы по каким-либо причинам окажутся непригодными.

Второй вариант основан на использовании специальных вибраторов, которые периодически встряхивают участки (сек­ции) защищаемой поверхности короткими сериями высоко­частотных импульсов и таким путем разрушают ледяную корку. Продолжительность серий может быть очень короткой, а периодич­ность - как у обычных циклических противообледенителей.

Однако для оценки возможности практической реализации спо­соба потребуются серьезные исследования как с точки зрения эф­фективности удаления льда, так и прочности конструкции защи­щаемых частей.

1.2.3 Гидрофобные покрытия

Идея использования гидрофобных (несмачиваемых) покрытий для защиты от обледенения заключается в том, чтобы получить та­кое уменьшение силы сцепления льда с защищаемой поверхностью, чтобы он сбрасывался внешними силами, не успев достигнуть не­желательных размеров. Такое средство могло бы по существу служить противообледенителем механического принципа действия с периодичностью удаления льда, произвольно устанавливающейся в зависимости от условий обледенения, режима полета и т. п. К сожалению, до настоящего времени не удалось найти такого вещества для покрытия, которое удовлетворяло бы необходимым требованиям. Даже на вращающихся частях толщина льда перед сбро­сом достигает значительной величины. Причем сам сброс происходит неравномерно и очень несимметрично, что приводит к до­вольно   сильной тряске винта.