Ударные воздействия и виды испытаний. Условия испытаний на воздействие ударов и применяемое оборудование. Средства измерений значений параметров удара, страница 3

2. По принципу действия ускорителя, создающего принудительный разгон, установки могут быть механическими (эластичными, пружинными, ротационными и т.д.), пневматическими, электрогидравлическими, электродинамическими и др.

Возможно осуществление разгона с помощью баллистического маятника. Для качественной работы установок необходимо, чтобы в процессе разгона перегрузка была минимальной и не превышала 10% ускорения, возникающего при взаимодействии платформы с тормозным устройством.

3. По системе управления различают установки с неуправляемым и упра­вляемым ударным воздействием. Управление ударными установками может быть ручным, дистанционным и автоматическим.

К установкам с неуправляемым ударным воздействием относятся меха­нические (эластичные, маятниковые) и пневматические.

К установкам с управляемым ударным воздействием относятся электродина­мические и электрогидравлические. Следует отметить, что воспроизведение ударного воздействия в электродинамических установках может даже достигать­ся с помощью синтеза амплитудного спектра А0(). Решение задачи синтеза ударного воздействия может осуществляться аналоговым и цифровым методами.

 4. По характеру воспроизводимых ударных воздействий различают ударные установки, воспроизводящие многократные и одиночные удары, транспортную тряску и комбинированные нагрузки, а также имитирующие падения и стол­кновения.

Основным элементом измерительного тракта являются измерительные преобразователи, служащие источниками сигналов измерительной информации. Для индикации, регистрации и анализа этих сигналов используются элект­ронные радиоизмерительные приборы общего применения (осциллографы, анализаторы спектра и амплитудно-частотных характеристик и др.).

Установки одиночных ударов могут осуществлять разгон принудительно за счет свободного падения. Среди установок с принудительным разгоном наибольшее применение получили электродинамические*, пневматические, гид-ровлические   и  ротационные   ускорители.   Кроме   того,   применяются   копры маятникового (баллистического) типа. В установках со свободным падением используется   вертикальное   сбрасывание   по   направляющим.   Определенные формы импульсов достигаются за счет применения механических, пневмогид-равлических, пневматических тормозных устройств. Установки данного типа могут быть неуправляемыми и управляемыми.

Рассмотрим принципы действия и конструкции нескольких установок одиночных ударов.

Установка с вертикальным сбрасыванием (рис. 4) конструктивно может быть выполнена в виде каретки 1, свободно перемещающейся вверх и вниз между вертикальными стальными стойками 2 по роликам. Испытуемое изделие 4 закрепляется болтами на каретке и потом вручную или подъемником 3 с приводом поднимается вверх. Форма ударного импульса определяется свойствами соударяющихся поверхностей 5, которые могут изменяться за счет изменения их материала и формы, а также за счет использования специальных тормозных приспособлений. Так, например, на нижней стороне каретки может быть смонтировано тормозное приспособление в виде пнев­матического плунжера, состоящего из цилиндра и поршня с регулируемым клапаном. Изменяя количество воздуха в цилиндре, можно регулировать интенсивность удара. Чем больше воздуха, тем меньше сила удара. Наличие пневматического плунжера позволяет изменять ударное ускорение и длитель­ность импульса. Высота сбрасывания обычно изменяется в диапазоне 0,3... 1,5 м. Отрегулировав плунжер на заданную перегрузку, освобождают поднятую вверх каретку с испытуемым изделием, после чего они падают на стальную плиту основания—наковальню. Этим методом могут быть созданы ударные импульсы с ускорением 800000 м-с'2. Преимуществом данной установки является ее относительная простота, возможность контроля положения до удара и во время него. Основным недостатком является возможность заедания каретки при ее перемещении, что приводит к ложным эффектам.

Возможно создание ударных установок, основанных на гидравлических или пневматических принципах. Их действие не зависит от силы тяжести для создания ударной силы.

В конструкцию ударной установки, построенной на пневматическом принципе (рис. 5), входит цилиндр 1 с перемещающимся в нем поршнем 2. Под давлением воздуха, поступающего в цилиндр 1 через клапан 10, подвижная каретка 6с испытуемым изделием 5 поднимается в верхнюю точку. Далее включается тормоз 4. При этом через клапан 8 поступает воздух, который обеспечивает удержание подвижной каретки в верхнем положении. Под действием воздуха, поступающего через клапан 9 в цилиндр 3, в нем создается избыточное давление. В то же время давление воздуха в цилиндре 1 снижается за счет выпуска его через клапан 10. За счет избыточного давления в цилиндре 3 подвижная каретка

перемещается и ударяется о наковальню 7. Форма волны ударного импульса зависит от формы и материала наковальни. Сразу после удара вновь включается тормоз для исключения искажений импульса после отскакивании подвижной каретки.

Недостатками пневматических ударных установок являются: трудность получения импульсов заданной формы, ограниченные диапазоны амплитуд ускорений и длительностей ударных импульсов.

Копры маятникового типа основаны на использовании силы инерции массы молота, прикладываемой через наковальню к испытуемому изделию, В конструкцию маятникового копра (рис. 6) входят: наковальня 7, на которую устанавливаются испытуемые изделия; молот 6, соударяющийся с наковальней; станина 5, на которую устанавливается наковальня, и система 4 подвески молота.

Работа копра маятникового типа заключается в том, что молот подними- ется на угол 160... 180° в верхнее исходное положение и удерживается там защелкой фиксирующего устройства 3. После освобождения защелки молот падает на наковальню, передающую силу удара изделию. Запасенная молотом энергия Е, определяемая его массой и расстоянием от оси качания до цен три тяжести, частично расходуется при ударе по наковальне с изделием, а частично затрачивается на отскок молота. Энергия удара, воздействующего на изделие, определяется как разность между первоначальным запасом энергии Е и фик- сируемой энергией отскока Е1.