Отрывок монографии Колесникова Л.А. «Основы теории системного подхода», страница 2

второй этап — машинная (промышленная) революция. Процессы изготовления вещественной продукции пришли к полной автоматизации всего цикла производства вещей. Человек-специалист поднимается на уровень проектировщика-конструктора вещественной продукции, технологического оборудования, оборудования для проведения испытаний. Наряду с естественными науками сформировались общественные и технические науки. Научная деятельность стала неотъемлемой частью производительной деятельности общества;

— третий этап начинается «в недрах» второго, важнейшим признаком его является неодолимо развивающийся процесс машинизации элементов интеллектуальной деятельности на основе применения вычислительной техники, что возносит человека-специалиста на уровень проектировщика-конструктора систем автоматизированного проектирования, продукцией которых становятся проекты автоматических линий изготовления вещественной продукции. Практически кустарная организация машинизированного интеллектного производства уже не может обеспечивать решение поставленных задач. Поскольку во всей полноте понятие «интеллектуальная деятельность» еще не сформулировано, здесь и далее используется термин «интеллектная деятельность», для характеристики которой были установлены и фиксированы «интеллектные свойства». Назрела также необходимость перехода от опыта, интуиции, эвристики к построению научно-теоретических основ проектирования, конструирования, технологической подготовки и подготовки испытаний любой функциональной продукции, в том числе и интеллектной, производство которой начало машинизироваться. При этом необходимо учитывать и то обстоятельство, что машинизация интеллектной деятельности, в отличие от машинизации изготовления вещей, является с самого начала автоматизированным процессом, так как ЭВМ (основа вычислительной техники) — автомат.

Для успешного завершения второго этапа и создания благоприятных условий перехода к третьему этапу развития производства прогнозирована необходимость решения следующих задач:

— установления состава и системных связей в системе конкретных фундаментальных наук;

— построения на этой основе системы технических наук;

— разработки научных приемов, методов, теорий автоматизированного проектирования и конструирования промышленных изделий, технологического и испытательного оборудования;

— разработки научных приемов, методов, теории проектирования, конструирования, организации коллективов специалистов, специальностей и специализаций;

— разработки приемов и методов проектирования и изготовления новых конкретных наук.

1.2. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

Интеграция и дифференциация общественного производства, бурные темпы развития науки привели к необходимости решать в весьма ограниченные сроки задачи создания (проектирования, конструирования, алгоритмизации, изготовления, контроля, эксплуатации) сложных инженерно-технических объектов с участием огромного числа исполнителей-специалистов.

В современных условиях эти процессы предстают в виде крупных научно-технических программ, осуществляемых БС. В их реализации участвуют 104, 105 и более людей-специалистов. При этом расходуются колоссальные материальные ресурсы (вещественные, энергетические, интеллектуальные, временные), а последствия реализации приобретают глобальный характер.

«Общепризнано, что прототипами теоретического идеального объекта «большая система» являются промышленное предприятие, организм, общественное производство». В настоящей работе это высказывание конкретизируется: к БС относятся любые учреждения (отрасль, подотрасль, промышленное предприятие, научная организация, коллектив специалистов, человек-специалист) и организм (животное, относимое, во всяком случае, к высшим млекопитающим). Но что же объединяет названные объекты во множество БС?

П. К. Анохин выдвинул в качестве основы для такого объединения наличие «конкретного результата действия как основного системообразующего фактора» Эта же характеристика присутствует в описании учреждений как БС, где она предстает как «цельность». При описании объектов, относимых к БС, отмечается также их гетерогенность, множество одинаковых частей, полуавтоматичность, стохастичность воздействий, конкурентность. Кроме цитированных источников имеется немало других, но ни в одном из них не дается четкого ответа на поставленный вопрос.

Что касается теории БС, то о ее состоянии можно судить по приводимым ниже высказываниям.

«Несмотря на непрерывное развитие кибернетических методов, само понятие сложности систем не получило строгого определения и остается в значительной степени интуитивным и смутным. Главную причину подобного положения дел надо, очевидно, искать в неразработанности общей теории систем. Теория эта, образующая логический фундамент кибернетики, отличается чрезвычайной широтой и абстрактностью и требует для своего построения мощных обобщений и синтезов...

Теория систем находится в процессе формирования, многое в ней спорно и нетвердо».

«Многообразие конкретных систем делает маловероятным и малообоснованным надежду получить в ближайшем будущем содержательные утверждения на высшем уровне абстракции».

Такое положение с формированием теории БС не может рассматриваться как случайное. Ведь даже основное понятие «большая система» не имеет сколько-нибудь полного и четкого определения: «Сейчас много говорят и пишут о так называемых «больших системах». Что это такое — в точности неизвестно».

Исследование объектов, относимых к БС, ведется в системотехнике, исследовании операций, праксеологии, кибернетике, нейрофизиологии, философии, прикладной математике.

Сопоставление высказываний о БС как объектах, исследуемых в цитированных источниках, а также методов, подходов, путей исследования БС показывает, что объекты, относимые к БС, могут и должны исследоваться в каждой из перечисленных наук (научных направлений), но они не могут быть отнесены только к одной из них. Тогда в каких отношениях находятся между собой эти науки (и другие фундаментальные естественные науки)?